г. Москва |
|
20 ноября 2012 г. |
Дело N А40-12972/12-149-117 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" Шмидта Е.А. по доверенности от 19 декабря 2011 года, Кренова Н.Б. по доверенности от 26 октября 2011 года
от ответчика Правительства Москвы Шароновой Е.А. по доверенности от 10 июля 2012 года N 4-14-587/2, Тарасова М.В. по доверенности от 22 августа 2012 года N 4-47-738/2, Преображенской М.А. по доверенности от 08 июня 2012 года N 4-47-515/2, Пухляковой О.В. по доверенности от 24 ноября 2011 года N 4-47-8223/1-1
от третьего лица Департамента земельных ресурсов города Москвы Преображенской М.А. по доверенности от 10 января 2012 года N 33-И-10/12
рассмотрев 13 ноября 2012 года в судебном заседании кассационные жалобы ответчика Правительства Москвы и третьего лица Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 12 мая 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузиным М.М.
на постановление от 06 августа 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Векличем Б.С., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.
по делу N А40-12972/12-149-117
по заявлению Закрытого акционерного общества "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" (ЗАО "СИК "КОНКОР", ОГРН 1027700570094)
к Правительству Москвы
о признании недействительным постановления
третье лицо Департамент земельных ресурсов города Москвы
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "СИК "КОНКОР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2011 года N 561-ПП "О признании утратившим силу (отдельных положений актов) города Москвы".
В качестве третьего лица по делу привлечен Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2012 года, заявление удовлетворено.
В кассационных жалобах Правительство Москвы и Департамент земельных ресурсов города Москвы просят отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Правительства Москвы ЗАО "СИК "КОНКОР" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представители ЗАО "СИК "КОНКОР" возражали против их удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2011 года N 561-ПП "О признании утратившими силу (отдельных положений правовых актов) города Москвы" признаны утратившими силу распорядительные акты Правительства Москвы, а именно распоряжение Правительства Москвы от 28 марта 2005 года N 457-РП "О предоставлении ЗАО "СИК "КОНКОР" на компенсационной основе права разработки предпроектной документации для последующего проектирования и строительства гостинично-делового центра по адресу: ул. Каланчевская, вл. 4, стр. 1, 2 (Центральный административный округ г. Москвы)"; распоряжение Правительства Москвы от 19 сентября 2005 года N 1841-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 28 марта 2005 года N 457-РП"; распоряжение Правительства Москвы от 12 января 2007 года N 9-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 28 марта 2005 года N 457-РП"; распоряжение Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП "О реконструкции в виде специальных мер, направленных на регенерацию историко-градостроительной среды в пределах объединенной охранной зоны N 177, и новом строительстве гостиничного комплекса по адресам: ул. Каланчевская, вл. 4, стр. 1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл. 4, стр. 1"; пункт 9 раздела "Центральный административный округ" приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 14 апреля 2009 года N 305-ПП "О Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве"; распоряжение Правительства Москвы от 23 июня 2009 года N 1313-РП "О мерах по дальнейшей реализации распоряжения Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП".
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
В силу части 3 статьи 20 Устава г. Москвы от имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти г. Москвы в рамках их компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 4, пунктом 5 части 3 статьи 8 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности г. Москвы, принимает Правительство Москвы или уполномоченный им орган исполнительной власти. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в случаях установленных федеральным законодательством.
Подпунктом 2 пункта 1, пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объектов; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Рассматривая данное дело, суды правильно установили, что во исполнение положений статей 30, 32 ЗК РФ за счет собственных средств ЗАО "СИК "КОНКОР" были совершены следующие действия: оформлен Акт резервирования земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ от 19 июля 2005 года N 1654; оформлен Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства и реконструкции от 17 декабря 2007 года N А-4888/19; издано распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08 апреля 2008 года N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка расположенного по адресу: ул. Каланчевская, вл. 4, стр. 1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл. 4, стр. 1, используемого ЗАО "СИК "КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса"; подлежащий передаче в аренду земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003040:1001, площадью 3800 кв.м поставлен на кадастровый учет; пунктом 3 распоряжения Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП утвержден Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства и реконструкции от 17 декабря 2007 года N А-4888/19.
Кроме того, на основании нормативно-правовых актов Правительства Москвы, признанных утратившими силу оспариваемым постановлением, были оформлены и подписаны документы и совершены следующие действия: между ЗАО "СИК "КОНКОР" и Правительством Москвы 12 октября 2006 года подписан Акт "О согласовании размера убытков ЗАО "СИК "КОНКОР" связанных с досрочным расторжением договора доверительного управления Домом Москвы в Софии на общую сумму 892699 долларов США; подписано Соглашение об оплате стоимости права на заключение договора аренды земельного участка от 30 августа 2009 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ЗАО "СИК "КОНКОР"; на основании соглашения от 30 августа 2009 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ЗАО "СИК "КОНКОР" и распоряжения Правительства Москвы от 23 июня 2009 года N 1313-РП, Департамент земельных ресурсов города Москвы направил заявителю письмо-уведомление N 33-ЛЕТО-891/9 с расчетом и сроками оплаты стоимости права на заключение договора аренды; на основании распоряжения Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП и распоряжения Правительства Москвы от 23 июня 2009 года N 1313-РП ЗАО "СИК "КОНКОР" перечислило Управлению федерального казначейства по городу Москве для Департамента земельных ресурсов города Москвы плату за заключение договора аренды земельного участка в размере - 370861065 рублей (пункт 5 распоряжения Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП, пункт 4.1 распоряжения Правительства Москвы от 23 июня 2009 года N 1313-РП); Управлению Федерального казначейства по городу Москве для Департамента имущества города Москвы плату за рыночную стоимость сносимого имущества в размере 87934584 рублей (пункт 8.5 распоряжения Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП); в бюджет г. Москвы сумму в размере 1240500 рублей за отселение жителей из аварийного дома определенную за вычетом затрат и издержек ЗАО "СИК "КОНКОР" связанных с досрочным расторжением договора доверительного управления Домом Москвы в Софии (Болгария) (пункт 8.4 распоряжения Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП).
Таким образом, как правильно указали суды, со стороны заявителя выполнены все обязательства, возложенные на него распоряжениями Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП и от 23 июня 2009 года N 1313-РП.
Согласно пунктам 4, 8 распоряжения Правительства Москвы от 11 июля 2008 года N 1575-РП функции заказчика, застройщика и инвестора на указанном выше земельном участке возложены на ЗАО "СИК "КОНКОР".
На ЗАО "СИК "КОНКОР" возложены обязательства по проектированию и реконструкции на земельном участке, урегулирование отношений с собственниками реконструируемых помещений, оплате в бюджет города Москвы платы за заключение договора аренды земельного участка, внесению платы за отселение жителей из аварийного дома, оплате рыночной стоимости сносимого имущества.
В соответствии с распорядительными актами Правительства Москвы Департамент земельных ресурсов города Москвы издал распоряжение от 08 апреля 2008 года N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка расположенного по адресу: ул. Каланчевская, вл. 4, стр. 1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл. 4, стр. 1, используемого ЗАО "СИК "КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса", пунктами 1, 2, 5 которого обязанность по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка возложена на подразделение Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Указанное распоряжение исполнено Департаментом земельных ресурсов города Москвы, что подтверждается пунктами 6, 7, 9, 11 кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым N 77:01:0003040:1001 от 21 октября 2011 года.
Однако вследствие бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы в вопросе заключения договора аренды земельного участка с кадастровым N 77:01:0003040:1001 на период проектирования и строительства объекта срок временного кадастрового учета земельного участка истек и прекратился в силу части 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N ФЗ- 221 "О государственном кадастре недвижимости".
В связи с изложенным, суды правомерно посчитали, что Правительство Москвы в связи с принятием оспариваемого постановления фактически установило запрет для ЗАО "СИК "КОНКОР" на продолжение предпринимательской инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений в соответствии с распорядительными актами Правительства Москвы и федерального законодательства.
В соответствии с пунктом 3.4.3 Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП, утратившими силу признаются распорядительные документы Правительства Москвы: выполненные; фактически утратившие силу; ограниченного срока действия, если срок их действия истек; в связи с вступлением в силу новых правовых актов, содержащих положения, регулирующие те же отношения, что и действующие правовые акты; по решению суда; по протесту прокуратуры.
Решение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, указанное в оспариваемом постановлении, в перечень оснований для признания утративших силу распорядительных документов Правительства Москвы не входит.
Согласно части 1 статьи 23 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы может создавать постоянные и временные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изучением различных вопросов и их внесением в Правительство Москвы.
При этом в силу части 10 статьи 3 данного Закона комиссии и другие рабочие органы Правительства Москвы создаются при отраслевых, функциональных и территориальных органах исполнительной власти города Москвы и обладают только рекомендательными полномочиями.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что какие-либо основания для признания утратившими силу распорядительных документов Правительства Москвы оспариваемое постановление не содержит.
Таким образом, законные основания для признания утратившими силу распорядительных документов Правительства Москвы, указанные в оспариваемом постановлении, отсутствуют.
Кроме того, между заявителем и ответчиком сложились административно-правовые отношения, связанные с предоставлением уполномоченным органом власти земельного участка для целей строительства. Стороны указанного правоотношения выполнили ряд действий направленных на предоставление земельного участка заявителю.
При этом со стороны заявителя выполнены все требования, предусмотренные действующим земельным законодательством и распорядительными актами Правительства Москвы.
Следовательно, с выполнением сторонами спора указанных требований, у сторон фактически сложились правоотношения связанные с предоставлением земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, а у заявителя должно было возникнуть право пользования земельным участком на основании договора аренды.
Однако пользование земельным участком и совершение дальнейших действий, таких как проектирование и строительство со стороны заявителя невозможно, так как структурное подразделение Правительства Москвы Департамент земельных ресурсов города Москвы не выполнил возложенную на него ответчиком обязанность заключить договор аренды земельного участка с заявителем.
Поэтому оспариваемое постановление не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационных жалоб, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2012 года по делу N А40-12972/12-149-117 оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.