г. Москва |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А40-8257/12-120-78 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя: НП "Объединение нижегородских строителей"- Жердев В.Г., доверенность от 11 января 2012 года N 18;
от заинтересованного лица: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - Гладилина А.С., доверенность от 29 декабря 2011 года N Д-113,
рассмотрев 20 ноября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого партнерства "Объединение нижегородских строителей"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 15 марта 2012 года,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 25 июня 2012 года,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Каменецким Д.В., Бекетовой И.В.,
по заявлению Некоммерческого партнерства "Объединение нижегородских строителей" (ОГРН: 1085200004042)
о признании незаконными действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора),
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Объединение нижегородских строителей" (далее по тексту - НП "ОНС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту- Ростехнадзор), связанных с включением в графу 11 государственного реестра саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, сведений об объектах, на которых члены НП "ОНС" не вправе выполнять работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
НП "ОНС", не согласившись с выводами судов, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов на основании их несоответствия фактическим обстоятельствам по делу и неправильному применению норм материального права, а именно части 2, 4, 5.1 статьи 55.18, части 5, 9 статьи 55.5, части 4, 5 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не проверены доводы о несоответствии закону предписания Ростехнадзора от 22 июня 2011 года N 09-01-08/3659, выданного заявителю, и послужившего основанием для совершения ответчиком оспариваемых действий.
Выслушав представителя НП "ОНС", поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Ростехнадзора, возражавшего против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актов и приобщенном к материалам дела отзыве, изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что в графу 11 государственного реестра саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, включены сведения об объектах, на которых строительные работы не могут выполняться НП "ОНС". Включение сведений об организации подтверждается регистрационной записью N СРО-С-033-03092009, внесенной на основании решения уполномоченного органа от 03 сентября 2009 года N НК-45/47-сро.
Полагая, что действия Ростехнадзора незаконным и совершены в нарушение пункта 10 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Приказа Ростехнадзора от 10 февраля 2009 года N 57, в государственный реестр внесены сведения, не предусмотренные частью 2 статьи 55.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, НП "ОНС" обратилось с настоящим требованием в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, всесторонне исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив доказательства в их совокупности, правильно применив положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов", обоснованно исходили из того, что оспариваемые действия соответствуют действующему законодательству.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
При внесении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанные изменения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня их внесения (часть 4.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация может выдать свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов", установлены иные минимальные необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске, а также из перечня видов работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, выделены виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии.
В связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства РФ от 03 февраля 2010 года N 48 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов", НП "ОНС" представлено в Ростехнадзор уведомление об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций новая редакция требований к выдаче свидетельств о допуске с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации N 207.
По результатам проверки представленных документов Ростехнадзором установлено, что требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии, не содержат требований к системе аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, - в случаях, когда в штатное расписание заявителя включены должности, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор Ростехнадзором и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию.
В силу пункта 5 части 2 статьи 55.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации в государственный реестр саморегулируемых организаций вносятся сведения в отношении каждой саморегулируемой организации, в том числе, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и о допуске к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство (в отношении каждого члена саморегулируемой организации).
По выявленным нарушениям в адрес НП "ОНС" направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 22 июня 2011 года N 09-01-08/3659.
Согласно части 5 статьи 55.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушения саморегулируемой организацией требований настоящего Кодекса при принятии ею решений, которые указаны в части 4 настоящей статьи и уведомление о которых получено органом надзора за саморегулируемыми организациями, данный орган надзора приостанавливает внесение соответствующих сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и в течение трех рабочих дней со дня получения таких уведомлений направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении выявленного нарушения. В течение десяти дней со дня получения данного предписания органа надзора за саморегулируемыми организациями саморегулируемая организация обязана устранить выявленное нарушение и уведомить об этом орган надзора за саморегулируемыми организациями или обжаловать данное предписание в арбитражный суд.
Как установлено судами, выявленные нарушения заявителем не устранены и уведомление об устранении выявленных нарушений в Ростехнадзор не поступало.
Суды правомерно пришли к выводу, что у НП "ОНС" отсутствуют документы, на основании которых должны выдаваться свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, а также к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии.
Таким образом, выводы судов о соответствии закону действий Ростехнадзора при размещении в государственном реестре сведений об объектах, на которых строительные работы не могут выполняться, обоснованы.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 года по делу N А40-8257/12-120-78 оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческого партнерства "Объединение нижегородских строителей" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.