Москва |
|
5 декабря 2012 г. |
Дело N А40-33047/11-29-320 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей С.В. Нечаева, Д.И. Плюшкова,
при участии в заседании:
от истца - Шаманский АН, протокол N 1 от 08.07.2009,
от ответчика - Панова ЮВ, дов. от 22.09.2012,
рассмотрев 28 ноября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 18 мая 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лежневой О.Ю.,
на постановление от 08 августа 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Управляющая компания "Статус-Волоколамск" (ОГРН 1095004001212, г. Волоколамск)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва), Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, г. Москва)
третьи лица - Открытое акционерное общество "Славянка", Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", ФГКЭУ "Кубинская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации,
о взыскании задолженности за эксплуатационно-коммунальные услуги
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерного общество "Управляющая компания "Статус-Волоколамск" (далее ОАО УК "Статус-Волоколамск", истец) обратилось в арбитражный суд с иском с учетом увеличения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации (далее Минобороны России, 1-ый ответчик) 969 703 руб., в том числе долга за период с 02.04.2010 по 21.10.2010 в размере 854 816 руб., неустойки в размере 114 887 руб., о взыскании с Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, 2-ой ответчик) 706 102 руб., в том числе долга за период с 25.10.2010 по 31.07.2011 в размере 664 296 руб., неустойки в размере 41 806 руб., о взыскании с ответчиков пропорционально удовлетворенным требованиям расходов на оплату юридических услуг в размере 100 000 руб.
Второй ответчик привлечен к участию в деле определением суда от 23.12.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Открытое акционерное общество "Славянка", Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", ФГКЭУ "Кубинская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал в пользу истца с Минобороны России 969 703 руб., в том числе, долг в размере 854 816 руб., неустойку в размере 114 887 руб., судебные расходы в размере 5 000 руб., госпошлину в размере 20 096 руб. 32 коп, взыскал в пользу истца с ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России 706 102 руб., в том числе, долг в размере 664 296 руб., неустойку в размере 41 806 руб., судебные расходы в размере 5 000 руб., госпошлину в размере 6 710 руб. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Минобороны России обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств фактического исполнения ОАО УК "Статус-Волоколамск" обязательств как управляющей компанией, своевременного выставления счетов или иных платежных документов, что препятствует установлению срока исполнения обязательства, его размера и, следовательно, оснований для начисления пени. Заявитель также обращает внимание кассационного суда на отсутствие между истцом и ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России государственного контракта на управление многоквартирными домами.
Мотивированные отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Минобороны России поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ОАО УК "Статус-Волоколамск" указал на необоснованность жалобы и оставление в силе судебных актов, ссылаясь на их законность и обоснованность. Ответчик ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и третьи лица ОАО "Славянка", ОАО "РЭУ", ФГКЭУ "Кубинская КЭЧ района" Минобороны России, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей Минобороны России и ОАО УК "Статус-Волоколамск", обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Разрешая спор, суды установили, что на основании государственного контракта N 041209-4 купли-продажи квартир для нужд Минобороны России от 04.12.2009, согласно акту приема-передачи от 15.12.2009, Российской Федерации в лице Минобороны России продавцом переданы 29 квартир, расположенных по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Ново-Солдатская, д. 6.: NN 2, 3, 18, 26, 27, 32, 34, 35, 40, 42, 43, 50, 51, 56, 61, 75, 82, 89, 96, 103, 107, 114, 117, 123, 131, 135, 139, 143, 147.
11.11.2009 будущим собственником помещений в многоквартирном доме на основании инвестиционного контракта от 16.04.2003 в редакции дополнительного соглашения N 4 от 20.07.2007 ООО "ВИСК" с долей собственника 66, 9 % голосов, путем проведения общего собрания в форме заочного голосования, управляющей домом организацией выбрано ОАО УК "Статус-Волоколамск", определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год в размере 26, 20 руб. за 1 кв.м.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Квартиры переданы для нужд Министерства обороны Российской Федерации, которое управомочено осуществлять в отношении них права собственника и до их заселения нести расходы на их содержание.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 данной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Истец 01.03.2010 заключил с ОАО "Волоколамское ПТП РЖКХ" договоры N 303 на отпуск тепловой энергии и N 453 на отпуск и прием сточных вод.
Судами установлено, что за период с 02.04.2010 по 21.10.2010 включительно в соответствии с детализированным расчетом истца плата за техническое обслуживание и отопление 29 квартир составила 854 816 руб.
Собственником помещений в указанный период являлась Российская Федерация в лице ответчика Минобороны России.
Доказательств возмещения истцу платы за техническое обслуживание и отопление в размере 854 816 руб. ответчик не представил.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как установлено судами на основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.08.2011 N 07/015/2011-192 право оперативного управления 29 квартирами по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Ново-Солдатская, д. 6, зарегистрировано 22.10.2010 за ФГКЭУ "Кубинская КЭЧ района" Минобороны России.
Ввиду реорганизации ФГКЭУ "Кубинская КЭЧ района" Минобороны России путем присоединения к ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, все права и обязанности ФГКЭУ "Кубинская КЭЧ района" перешли к ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, которое является юридическим лицом и несет ответственность по своим обязательствам.
За период с 25.10.2010 по 31.07.2011 включительно в соответствии с детализированным расчетом истца плата за техническое обслуживание и отопление 29 квартир составила 664 296 руб., доказательств оплаты которых ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не представлено.
Суд удовлетворил исковые требования, исходя из установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Вывод судов об удовлетворении требования истца о взыскании пени, начисленных в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, также является правомерным, поскольку факты ненадлежащего исполнения ответчиками обязательств по оплате за техническое обслуживание и отопление нашли подтверждение.
Довод Минобороны России со ссылкой на Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, услуг, выполнение работ для муниципальных и государственных нужд" на отсутствие государственного контракта между истцом и ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на управление многоквартирными домами и отсутствие правовых оснований у истца для оказания услуг управления правильно отклонен апелляционным судом с указанием на то, что по смыслу положений статей 1, 3 этого Закона, он не распространяется на правоотношения между истцом и ответчиками.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений судом норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2012 года по делу N А40-33047/11-29-320 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.