г. Москва |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А40-40809/12-147-382 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шуршаловой Н.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "НПО СОДИС": Шибаев Р.А. (дов. от 13.12 12)
от ответчика ФАС России: Абакумова Ю.И. (дов. N ИА/28064 от 29.08.12), Шигалов В.А. (дов. N ИА/2942 от 02.02.12)
от третьих лиц Росстандарт: Жуков А.И. (дов. N А3-101-29/7664 от 21.12.12), Самохин С.Н. (дов. N А3-101-29/7665 от 21.12.12)
рассмотрев 24 декабря 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "НПО СОДИС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2012 г.,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2012 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Гончаровым В.Я., Мухиным С.М.,
по делу N А40-40809/12-147-382,
по заявлению ООО "НПО СОДИС" (ИНН: 7705678655, ОГРН: 1057747703683)
к ФАС РОССИИ (ИНН: 7703516539, ОГРН: 1047796269663)
об оспаривании решения
третьи лица 1) Росстандарт (ИНН: 7706406291 ОГРН: 1047706034232)
2) МЧС России (ИНН: 7707034952 ОГРН: 1027739591010)
3) ГК "Олимпстрой" (ИНН: 2320157646, ОГРН: 1072300010991)
4) ООО "НПО "Мостовик" (ИНН: 5502005562, ОГРН: 1025501857710)
5) ЗАО "Объединение "Ингеоком" (ИНН: 7709022737 ОГРН: 1037700018124),
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственность "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы" (ООО "НПО "СОДИС") обратилось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) с заявлением о нарушении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "НПО "СОДИС" указало, что нарушение выражается в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности проектными организациями и заказчиками строительства путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к проектированию структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) на объектах олимпийского строительства.
ФАС России было проведено расследование.
12 декабря 2011 г. ФАС России вынесено решение по делу N 1 15/157-11, которым прекращено рассмотрение дела о нарушении МЧС России в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях указанного федерального закона исполнительной власти.
ООО "НПО "СОДИС" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФАС России о признании недействительным и отмене вышеназванного решения антимонопольного органа, считая его незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя.
В приобщении отзыва ФАС России на кассационную жалобу отказано, в связи с подачей его с нарушением требований ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2012 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2012 г., в удовлетворении заявления отказано как необоснованного.
В кассационной жалобе ООО "НПО "СОДИС" просит об отмене судебных актов, указывая, что действия МЧС России препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, что влечёт дополнительные расходы.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "НПО "СОДИС" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей явившихся лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 18.07.2011) органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что оспариваемое решение ФАС России соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В обоснование своего вывода суд сослался на следующее.
Постановлением Правительства РФ N 458 от 01 июня 2009 г. "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства" установлены требования о необходимости согласования заданий на проектирование олимпийских объектов с МЧС России.
Во исполнение данного Постановления Приказом ФСБ России N 417 от 27 августа 2009 г. утвержден Перечень олимпийских объектов, задания на проектирование которых подлежат согласованию с МЧС России.
Пунктом 4.9 ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 22.1.12-2005) определен перечень объектов, прием в эксплуатацию которых без оборудования их СМИС не допускается.
Объекты олимпийского строительства, указанные в Приказе ФСБ России N 417 от 27 августа 2009 г., подлежат оборудованию на них СМИС.
СМИС предназначена для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами. СМИС в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 должна строиться на базе программно-технических средств, осуществляющих автоматический мониторинг дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информации в органы повседневного управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) об угрозе и факте возникновения аварии, чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами.
Таким образом, МЧС России, как оператор РСЧС, является конечным потребителем данных полученных от СМИС.
Довод кассационной жалобы ООО "НПО "СОДИС" о том, что проектирование и установка СМИС объекта осложняется необоснованным требованием МЧС России о разработке специальных технических условий (СТУ) не может служить основанием к отмене судебных актов.
Согласно пункту 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке СТУ.
Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 статьи 6 закона перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При таком положении нельзя согласиться с выводами, изложенными ООО "НПО "СОДИС" в кассационной жалобе.
Суд указал, что в материалах дела имеются письма МЧС России заказчику строительства - ГК "Олимпстрой", которыми направлялись замечания по заданию на проектирование олимпийских объектов. При этом, одним из условий согласования задания на проектирование, является разработка СМИС на основании требований ГОСТ Р 22.1.12-2005, а также СТУ, согласованных в МЧС России. Кроме того, после включения в техническое задание на проектирование объекта положения о разработки СТУ на СМИС МЧС России повторно рассматривало и согласовывало задание на проектирование объекта без замечаний.
ГК "Олимпстрой", как заказчик, осуществляет самостоятельные действия по разработке и согласованию технических заданий на проектирование олимпийских объектов в рамках действующего законодательства.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что необходимость разработки СТУ на проектирование СМИС приводит к дополнительным расходам, не может служить поводом к отмене судебных актов.
Данное обстоятельство не относится к признакам ограничения конкуренции, предусмотренных пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
При изложенных обстоятельствах, суд верно указал, что оспариваемое решение ФАС России по рассмотрению дела N 1 15/157-11 об отсутствии в рассматриваемых действиях МЧС России нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2012 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2012 г. по делу N А40-40809/12-147-382 - оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "НПО СОДИС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.А.Шуршалова |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.