г. Москва |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А40-34999/12-92-323 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "КООП МЕТРО" Латышева Н.И., доверенность от 20.02.2012, Елисеев Д.А., доверенность от 20.02.2012,
от Правительства Москвы Пухлякова О.В., доверенность от 29.11.2012 N 4-47-1068/2,
от Международного союза общественных объединений "Международный центр социально-правовых и интеллектуальных программ" не явился, уведомлен,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы Данилова О.В., доверенность от 11.09.2012 N 33-И-3977/12,
рассмотрев 20 декабря 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "КООП МЕТРО"
на решение от 13 июля 2012 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Уточкиным И.Н.
на постановление от 08 октября 2012 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.И., Гончаровым В.Я., Мухиным С.М.
по делу N А40-34999/12-92-323
по заявлению Закрытого акционерного общества "КООП МЕТРО"
к Правительству Москвы
о признании незаконным распоряжения
третьи лица Международный союз общественных объединений "Международный центр социально-правовых и интеллектуальных программ", Департамент земельных ресурсов города Москвы.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "КООП МЕТРО" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Москвы от 17.11.2011 N 889-РП "О признании утратившими силу правовых актов Правительства Москвы" ( далее - распоряжение N899-РП).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012, обществу было отказано в удовлетворении заявленных требований. Суды пришли к выводу, что оспариваемый ненормативный акт соответствует требованиям законодательства, не нарушает прав общества.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает, что выводы судов о том, что распоряжения Правительства Москвы от 29.01.2003 N 121-РП "О сооружении первой очереди защитных торгово-сервисных центров над входами в подземные переходы метрополитена", от 26.09.2008 N 2213-РП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Москвы от 29.01.2003 N 121-РП" и от 12.10.2009 N 2655 "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 29.01.2003 N 121-РП", правильно признаны Правительством Москвы утратившими силу, исходя из того, что Постановлением Правительства Москвы от 21.09.2004 N636-ПП "Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена" (далее - Постановление N636-ПП) запрещено строительство в 25-метровой зоне от вестибюлей станций Московского метрополитена является неверными, без учета того обстоятельства, что распоряжениями от 26.09.2008 N 2213-РП и от 12.10.2009 N 2655-РП Правительство Москвы вносило изменения в распоряжение от 29.01.2003 N 121-РП, следовательно, нельзя полагать, что имелись основания для признания утратившим силу Распоряжений, поскольку в данном случае Закон города Москвы от 20.12.2006 N25 "О правовых актах города Москвы" предполагает необходимость отмены органом исполнительной власти.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества доводы кассационной жалобы поддержали.
Представители Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Международный союз общественных объединений "Международный центр социально-правовых и интеллектуальных программ" (далее - третье лицо), надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своих представителей в суд не направил. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Обсудив доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено, что распоряжением Правительства Москвы от 29.01.2003 N 121-РП "О сооружении первой очереди защитных торгово-сервисных центров над входами в подземные переходы метрополитена", Правительство Москвы согласилось в Департаментом потребительского рынка и услуг и Москомархитектурой о проведении экспериментального строительства защитных торгово-сервисных центров над входами в подземные переходы, инвестором определено треть лицо. В дальнейшем в данное распоряжение вносились изменения, касающиеся условий исполнения Распоряжения N 121-РП.
Распоряжением Правительства Москвы от 17.11.2011 N 889-РП признаны утратившими силу распоряжения Правительства Москвы от 29.01.2003 N121-РП, от 26.09.2008 N 2213-РП, от 12.10.2009N 2655-РП.
Проверяя законность оспариваемого распоряжения N 899-РП, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований суды правильно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в т.ч. площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со статьёй 9 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, предоставляются для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости на указанных участках на срок проведения соответствующих работ, а также для иных целей в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Москвы.
Из статьи 262 Гражданского кодекса РФ следует, согласно которой земельные участки общего пользования представляют собой находящиеся в государственной или муниципальной собственности не закрытые для общего доступа земельные участки, в границах которых без каких-либо разрешений имеют право находится любые лица.
При изложенных обстоятельствах, суды правильно исходили из того, что действующее законодательство не устанавливает возможности ограничений использования земельных участков общего пользования, в связи с чем, строительство торговых павильонов над входами в подземные переходы и метрополитен на земельном участке общего пользования не будет отвечать требованиям вышеуказанных положений гражданского и земельного законодательства.
Поскольку распоряжение Правительства Москвы от 29.01.2003 N 121-РП установило, что использование пространства, расположенного над входами в подземные переходы и метрополитен, планировалось к использованию под строительство торговых павильонов, суды правильно, исходя из того, что постановлением Правительства Москвы от 21.09.2004 N 636-ПП "Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена" на станциях Московского метрополитена и в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена, а также на остановочных пунктах наземного общественного транспорта, попадающих в указанную зону, разрешается только размещение специализированных киосков, автоматов и осуществление следующих видов деятельности (оказание услуг): реализация печатной продукции (газеты, журналы, открытки, календари), театральных билетов и билетов на городской пассажирский транспорт, аптечных товаров (по одному киоску в наземных вестибюлях станций метрополитена), автоматов по оказанию услуг населению на станциях метрополитена, информационных услуг "Мосгорсправки" (в 25-метровой зоне), суды пришли к выводу о законности распоряжения N889-РП.
Доводы общества о том, что в данном случае необходимо было отменять распоряжения, а не признавать их утратившими силу не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 1 статьи 24 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что правовые акты или их отдельные положения утрачивают силу в случаях:
1) истечения срока действия правовых актов или их отдельных положений;
2) вступления в силу новых правовых актов, содержащих положения, регулирующие те же отношения, что и действующие правовые акты;
3) вступления в законную силу решения суда о признании правовых актов либо их отдельных положений противоречащими Конституции Российской Федерации, Уставу города Москвы;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Признание правовых актов или их отдельных положений утратившими силу осуществляется правовыми актами того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) исходные правовые акты (пункт 2 статьи 24).
Поскольку судами установлено, что правовым основанием для признания утратившим силу распоряжений от 29.01.2003 N 121-РП, от 26.09.2008 N 2213-РП и от 12.10.2009 N 2655-РП послужило принятия правового акта, содержащего новые положения относительной осуществления строительства вблизи территории метрополитена, суды, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 24 вышеуказанного Закона признали действия Правительства Москвы законными.
Кроме того, исходя из положения статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания недействительным ненормативного акта лицо, обратившееся в суд с подобным заявлением должно доказать нарушение его прав. Судами нарушения прав общества не установлено, из материалов дела данное обстоятельство не следует.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем, не могут быть основанием к отмене судебных актов.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных решения и постановления, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2012 года по делу N А40-34999/12-92-323 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "КООП МЕТРО" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.