г. Москва |
|
27 декабря 2012 г. |
Дело N А41-8703/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Агапова М.Р., Ворониной Е.Ю.
при участии:
от заявителя Липинского Д.С., дов. от 01.06.2010 N ДПО-23д/345
от заинтересованного лица Береговой М.И., дов. от 06.06.2012 N 01-15/7401, Борисовой И.Ю., дов. от 22.08.2012 N 01-15/10886, Кехаевой Н.В., дов. от 06.06.2012 N 01-15/7399, Филипповой Е.В., дов. от 22.08.2012 N 01-15/10914
рассмотрев 25 декабря 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
Домодедовской таможни - заинтересованного лица
на постановление от 11 сентября 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Бархатовым В.Ю., Виткаловой Е.Н.
по делу N А41-8703/12
по заявлению открытого акционерного общества "Авиационная компания "Трансаэро" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1025700775870) о признании незаконными решений и требования Домодедовской таможни,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиационная компания "Трансаэро" (далее - ОАО "АК "Трансаэро", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании недействительными:
- решения от 27.12.2011 N 10002000/271211/89 об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста Аэропорт Домодедово (грузовой) о принятии таможенной стоимости товара, заявленного в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10002010/210408/0010303 и в декларации на товары (далее - ДТ) N 10002010/090311/0009444;
- решений от 27.12.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларациях на товары N 10002010/210408/0010303 и N 10002010/090311/0009444;
- требования об уплате таможенных платежей от 20.01.2012 N 201.
Решением названного арбитражного суда от 06.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.09.2012 отменил указанное судебное решение и признал оспариваемые по делу решения и требование таможни недействительными. Также взыскал с Домодедовской таможни в пользу общества 8000 рублей судебных расходов по делу.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, таможня подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом сослалась на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В частности, утверждала, что действия по корректировке таможенной стоимости были осуществлены в строгом соответствии с нормами таможенного законодательства.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованное постановление суда апелляционной инстанции соответствующим законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представители Домодедовской таможни поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Как установлено судами двух инстанций, между ACG ACQUISITION IRELAND LIMITED (лизингодателем) и ОАО "АК "Трансаэро" (лизингополучателем) заключено соглашение о лизинге воздушного судна от 21.04.2003, предметом которого является один самолет Боинг 767-3Q8 1991 года, заводской номер изготовителя 24745, заводские номера двигателей 724301 и 724325. Согласованная сторонами стоимость воздушного судна определена в сумме 40 000 000 долларов США.
26.04.2003 воздушное судно ввезено ОАО "АК "Трансаэро" на территорию Российской Федерации по ГТД N 10002010/260403/0003048 в режиме "временный ввоз". При этом таможенная стоимость была определена по шестому резервному методу и составила 40 000 000 долларов США.
20.04.2008 по истечении срока временного ввоза ОАО "АК "Трансаэро" оформило вывоз самолета с территории Российской Федерации в режиме "реэкспорта товаров" через таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой) по ГТД N 10002010/190408/0010083.
Повторный ввоз воздушного судна на территорию Российской Федерации общество осуществило 21.04.2008, задекларировало его по ГТД N 10002010/210408/0010303 в режиме "временный ввоз" и определило таможенную стоимость по шестому резервному методу в размере 30 510 683 доллара США.
09.03.2011 общество подало ДТ N 10002010/090311/009444, по которой воздушное судно было выпущено для внутреннего потребления.
По результатам проведенной Управлением таможенной инспекции Федеральной таможенной службы проверки заявленной обществом в ГТД N 10002010/210408/0010303 таможенной стоимости товара составлен акт о выявленных признаках недостоверности сведений.
Проверка заявленной обществом таможенной стоимости была продолжена Домодедовской таможней. Результатами проверки явились отмена решения таможенного поста Аэропорт Домодедово (грузовой) о принятии заявленной в ГТД N 10002010/210408/0010303 и ДТ N 10002010/090311/009444 таможенной стоимости воздушного судна Boeing 767-3Q8ER EI-DBF с/н 24745, а также принятие решений от 27.12.2011 о корректировке таможенной стоимости по указанным таможенным декларациям на сумму 116 649 131 рублей 35 копеек (таможенные платежи - 92 356 659 рублей 20 копеек, пени - 24 292 472 рублей 15 копеек).
Общество письмом от 17.01.2012 заявило таможенную стоимость в отношении товара по ГТД N 10002010/210408/0010303 в размере 713 022 457 рублей 44 копеек.
Таможенный орган отклонил проведенную обществом корректировку, произведя ее самостоятельно путем заполнения форм ДТС-2, КТС-1 и определив таможенную стоимость воздушного судна в размере 40 000 000 долларов США. При этом таможня, ссылаясь на отсутствие у нее сведений о стоимости идентичных и однородных товаров, исходила из стоимости, указанной в договоре лизинга от 21.04.2003 при первоначальном ввозе самолета на территорию Российской Федерации, суммы, указанной в договоре страхования воздушного судна от 01.05.2007, а также заключения таможенного эксперта от 18.08.2011.
Полностью уплатив выставленные таможенные платежи, ОАО "АК "Трансаэро" оспорило решения и требования таможни в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при любом из предусмотренных данной нормой условий, в том числе если покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Из положений части 3 статьи 2 Соглашения следует, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недостоверности сведений, содержащихся в представленных в обоснование заявленной таможенной стоимости ввозимого товара документах.
При повторном рассмотрении дела апелляционный суд установил, что общество представило в таможенный орган необходимые и достаточные для подтверждения заявленной таможенной стоимости документы - дение о лизинге воздушного судна от 21.04.2003 с дополнениями и изменениями, инвойс для таможенных целей от 18.04.2008, копию страхового сертификата от 21.04.2008 N 2007 (11) на сумму 30 500 000 долларов США, заверенную печатью ОАО "АК "Трансаэро", поправку от 18.04.2008 N 4 к соглашению о лизинге воздушного судна. В ответ на запрос таможни заявителем также были представлены все дополнительные документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость товара, а именно, бухгалтерские выписки, оборотные ведомости по счету 001 "Арендованные основные средства" за период 2002 - 2009 гг., годовые бухгалтерские балансы за 2002 - 2008 года, справку о постановке воздушного судна на забалансовый учет, заключение эксперта-специалиста в определении рыночной и таможенной стоимости воздушных судов, которым таможенная стоимость была определена в размере 28 200 000 долларов США. Согласно запрошенной таможенным органом информации, предоставленной компанией Airclaims, таможенная стоимость воздушного судна составила 17 750 000 долларов США.
Отклоняя ссылку таможни на обоснованность действий по корректировке заявленной таможенной стоимости, апелляционный суд правомерно отметил, что заявленная обществом таможенная стоимость товара подтверждается представленными в материалы дела документами: поправками к соглашению о лизинге, инвойсом от 18.04.2008, страховым сертификатом, выданным в рамках заключенного между ЗАО "СГ "УралСиб" и ОАО "АК "Трансаэро" договора страхования от 01.05.2007 N 1/14/7034/7075. Также апелляционный суд указал, что согласно отчету об оценке стоимости самолета В767-3Q8ER, проведенной в 2009 году независимым оценщиком Лужанским Б.Е., на дату оценки 18.04.2008 рыночная стоимость самолета без НДС на внешнем рынке с учетом округлений составляла 28 200 000 долларов США.
Ссылка таможни на данные отчета об оценке товара, проведенной таможенным экспертом, признана судом несостоятельной, поскольку данная оценка производилась по представленным документам с учетом сложившихся на мировом рынке цен на воздушные суда такой же модели, приблизительного года выпуска и с близкими серийными номерами, а в качестве сравниваемого судна выбран единственный самолет модели Boeing 767-3WO/ER 1996 года выпуска.
Ссылка таможенного органа на письмо ЗАО "СГ "УралСиб" от 06.11.2009 отклонена апелляционным судом, поскольку невозможность подтверждения выдачи страхового сертификата обусловлена отсутствием надлежащего учета подобных документов у страховой организации.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что представленные обществом документы подтверждали заявленную таможенную стоимость товара. В связи с чем пришел к выводу о незаконности решений таможни о корректировке таможенной стоимости товара и выставленного на его основе требования об уплате таможенных платежей. Также суд признал, что таможенный орган, определяя таможенную стоимость по резервному методу, не применил предусмотренный пунктом 2 статьи 10 Соглашения гибкий подход, не обеспечил наиболее реалистичную оценку товара, а лишь применил страховую сумму в размере 40 000 000 долларов США.
Апелляционный суд также принял во внимание, что по результатам проверки факта уклонения ОАО "АК "Трансаэро" от уплаты таможенных платежей Следственный комитет Российской Федерации постановлением от 20.04.2012 отказал в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления. В указанном постановлении сделан вывод о правомерной уплате таможенных пошлин обществом с учетом таможенной стоимости воздушного судна, которая не могла превышать на момент таможенного оформления 30 500 000 долларов США.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильным сделанный по делу вывод апелляционного суда.
Доводы кассационной жалобы по существу свидетельствуют о несогласии с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств по делу, выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции, в связи с чем отклоняются.
Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены апелляционным судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанции не усматривает.
В связи с изложенным предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2012 года по делу Арбитражного суда Московской области N А41-8703/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Домодедовской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.