город Москва |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А40-6941/12-142-64 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Денисовой Н.Д., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца - Зубрев С.Ю., дов. от 24.05.2012 г. N 4-14-423/2
от ответчика - Мамонов К.В., дов. от 26.01.2012 г. б/н
от третьих лиц:
Департамента земельных ресурсов города Москвы - Левченкова О.Е., дов. от 11.09.2012 г. N 33-и-3982/12
Департамента имущества города Москвы - Петрик А.А., дов. от 01.02.2012 г. N 94-Д
Департамента культурного наследия города Москвы - не явился, уведомлен
рассмотрев 17 декабря 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО Творческий центр "Овен" (ответчик)
на решение от 07 августа 2012 г. Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Филиной Е.Ю.
на постановление от 13 сентября 2012 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Овчинниковой С.Н., Титовой И.А., Стешаном Б.В.
по делу N А40-6941/12-142-64
по иску Правительства Москвы
к ООО Творческий центр "Овен"
о расторжении инвестиционного контракта
третьи лица: Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы
УСТАНОВИЛ: Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Творческий центр "Овен" (далее - ООО Творческий центр "Овен") о расторжении заключенного между сторонами инвестиционного контракта от 12.05.2003 г. реестровый N 13-008898-5001-0012-00001-03, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по реконструкции, реставрации существующих и воссозданию утраченных частей зданий памятника архитектуры - комплекса исторической усадьбы Черкасского Н.А. по адресу: г.Москва, ул.Тверская, вл.9а, стр. 1а, 2а, 3а, 5а, 6а, а также стр.4а и Брюсову переулку, вл.8/10, ссылаясь на неисполнение ответчиком принятых на себя по этому контракту обязательств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Москвы и Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2012 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2012 г., требования удовлетворены.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что ответчиком нарушены установленные в инвестиционном контракте от 12.05.2003 г. сроки реализации инвестиционного проекта, что является существенным нарушением принятых им на себя обязательств по этому контракту, являющемуся по своей правовой природе договором простого товарищества, и отклонили доводы ответчика о невозможности исполнения им своих обязанностей из-за уклонения Правительства Москвы от оформления договора аренды земельного участка сроком на 49 лет, без чего инвестиционный проект не мог быть реализован.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ответчик - ООО Творческий центр "Овен" настаивает на своих доводах о том, что невозможность исполнения им как инвестором условий контракта вызвана встречным нарушением обязательств со стороны истца - Правительства Москвы, которое не принимало каких-либо мер по разумному содействию ответчику в реализации инвестиционного проекта, в том числе по формированию земельного участка, на котором должен быть реализован инвестиционный проект, и передаче его инвестору и в нарушение условий контракта осуществило приватизацию здания, расположенного по адресу: Тверская ул., вл.9а, стр.6, а также ссылается на неправильное определение судами правовой природы инвестиционного контракта от 12.05.2003 г., утверждая, что в результате произошедших в ходе реализации инвестиционного проекта изменений (исключения из Государственного списка памятников истории и культуры города Москвы зданий по адресу: Тверская ул., 9, стр.1а, 2а, 3а, 5а, 6а и принятии решения об их сносе) его предметом является не осуществление работ по реконструкции, реставрации существующих и воссозданию утраченных частей памятника, а снос строений с сохранением отдельных элементов конструкции в строении 5, дома 9а по ул.Тверская и строительство новых объектов недвижимого имущества, в состав которых в качестве конструктивного элемента или объекта интерьера/экстерьера будут включены отдельные элементы конструкций, имеющих историческую и/или культурную ценность, в связи с чем этот контракт следует рассматривать как договор подряда, к которому применимы правила, установленные главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе пунктами 1 и 2 статьи 747 названного Кодекса, в силу которых обязанность по предоставлению земельного участка возлагается на Правительство Москвы как заказчика работ, поэтому просит решение от 07 августа 2012 г. и постановление от 13 сентября 2012 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Истец - Правительство Москвы поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о том, что обязанность именно инвестора оформить земельно-правовые отношения прямо предусмотрена пунктом 5.2.8 инвестиционного контракта; что земельно-правовые отношения инвестор должен был оформить с Департаментом земельных ресурсов города Москвы; что ответчик не совершал действий, направленных на продление сроков реализации инвестиционного проекта, и не предпринял необходимых и достаточных мер для достижения результатов инвестиционной деятельности и что помещения в здании по адресу: ул.Тверская, д.9а, стр.6 общей площадью 108 кв.м. были переданы в частную собственность ЗАО "Сфера" по договору купли-продажи имущества от 25.01.2005 г. ВАС (АС) N 21490 между этим лицом и СГУП по продаже имущества города Москвы через два года после срока, установленного инвестиционным контрактом для ввода объектов в эксплуатацию, просит судебные акты оставить без изменения.
Третьи лица - Департамент имущества города Москвы и Департамент земельных ресурсов города Москвы поддерживают доводы Правительства Москвы.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы ООО Творческий центр "Овен" к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства третье лицо - Департамент культурного наследия города Москвы явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, предметом заключенного между Правительством Москвы (Администрация) и ООО Творческий центр "Овен" (Инвестор) инвестиционного контракта от 12.05.2003 г. реестровый N 13-008898-5001-0012-00001-03 является реализация инвестиционного проекта по реконструкции, реставрации существующих и воссозданию утраченных частей зданий памятника архитектуры - комплекса исторической усадьбы Черкасского Н.А. по адресу: г.Москва, ул.Тверская, вл.9а, стр.1а, 2а, 3а, 5а, 6а, а также стр.4а и Брюсову переулку, вл.8/10 с максимальным использованием подземного пространства с объемом инвестиций 35.000.000 руб., в рамках реализации которого Инвестор обязался за счет собственных либо привлеченных инвестиций произвести реконструкцию, реставрацию существующих и воссоздание утраченных частей зданий памятника архитектуры - комплекса исторической усадьбы Черкасского Н.А. по адресу: г.Москва, ул.Тверская, вл.9а, стр.1а, 2а, 3а, 5а, 6а, а также стр.4а и Брюсову переулку, вл.8/10 общей площадью 1.447,7 кв.м. с максимальным использованием подземного пространства, функциональное назначение - многофункциональный культурно-деловой центр, с вводом объектов в эксплуатацию в 2003 году.
Созданное по результатам реализации инвестиционного контракта недвижимое имущество подлежит разделу между сторонами в соответствии с базовым соотношением, установленным контрактом (статья 3).
В соответствии с пунктом 3 раздела I Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно в федеральной собственности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включен и памятник градостроительства и архитектуры "Усадьба князя Черкасского, 1-я пол. XVIII-XIX вв.", находящийся по адресу: г.Москва, Брюсов пер., 10/17.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Разрешая спор в отношении заключенного между сторонами инвестиционного контракта от 12.05.2003 г. реестровый N 13-008898-5001-0012-00001-03 по существу, суды первой и апелляционной инстанций не установили, какой памятник подлежит реконструкции (реставрации) на основании этого контракта, к какому уровню государственной собственности он относится и, соответственно, насколько правомерно Правительство Москвы распорядилось этим памятником, заключив в отношении него инвестиционный контракт с ответчиком, без чего вынесенные по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует установить собственника памятника, подлежащего реконструкции (реставрации) на основании инвестиционного контракта от 12.05.2003 г. реестровый N 13-008898-5001-0012-00001-03 с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2011 г. по делу N А40-26861/02-79-162, после чего разрешить вопрос о соответствии этого инвестиционного контракта действующему законодательству, имея в виду, что договор, который не порождает правовых последствий, не может быть расторгнут в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2012 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2012 г. по делу N А40-6941/12-142-64 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
Н.Д.Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.