г. Москва |
|
22 января 2013 г. |
Дело N А40-36545/12-21-337 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт" Яблочниковой Е.В. по доверенности N 33 от 29 февраля 2012 года, Яцковского В.В. по доверенности N 18 от 06 февраля 2012 года
от ответчика Федерального агентства морского и речного транспорта Тарасовой О.А. по доверенности от 26 декабря 2012 года N АД-32/13957
рассмотрев 15 января 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт"
на решение от 07 июня 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Каменской О.В.
на постановление от 21 сентября 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мухиной С.М., Поташовой Ж.В., Румянцевой П.В.
по делу N А40--36545/12-21-337
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт" (ОГРН 1044700880762) к Федерального агентства морского и речного транспорта (ОГРН 1047796291950) о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) об отказе в согласовании разработанного Заявителем Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО "Приморский торговый порт" (далее - План, План ЛАРН), выраженного в письме от 13.12.2011 N СК-29/12575 и обязании Росморречфлот в срок, не превышающий 1 (один) месяц с момента поступления соответствующего обращения от Заявителя, согласовать представленный им план регионального уровня.
При этом Общество указывало, что требования Росморречфлот о переработке Плана ЛАРН с учётом разработки ситуационной модели, проведения прогнозирования площадей, зоны разливов, расчёта достаточности сил и средств ЛЧС (Н) и т.д., исходя из нормативно установленного максимально возможного объёма разлива нефтепродуктов в количестве 23 000 тонн (2 танка) не соответствуют требованиям нормативно-правовым актов, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда города Москвы суда от 07.06.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2012 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, как незаконные и необоснованные и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При этом указывается, что в соответствии с пунктом 2 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" составляемый им План должен разрабатываться для стационарных плавучих добывающих установок и нефтяных терминалов с учетом максимально возможного объема разлива нефти в 1500 тонн. Согласно пункту 3 Основных требований, разлив нефти в таком объеме относится к чрезвычайным ситуациям регионального значения. Следовательно, по мнению Заявителя, в соответствии с пунктом 14 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621, им должен быть разработан План, соответствующий уровню возможной чрезвычайной ситуации, т.е. региональный план.
Решение Росморречфлота о составлении заявителем Плана ЛАРН федерального уровня основано на положение о необходимости учета в Плане также разливов с двух танкеров в количестве 23 000 тонн. Разлив нефти в таком объеме по пункту 3 Основных требований является чрезвычайной ситуацией федерального значения.
В отзыве на кассационную жалобу Росморречфлот просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность её доводов.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Росморречфлота возражал против удовлетворения жалобы, отмечая правильное применение судами норм права.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество письмом от 10.10.2011 N 26-1 1/1635 направило в Росморречфлот на согласование План ЛАРН.
Письмом от 13.12.2011 N СК-29/12575 Росморречфлот направил заявителю ряд замечаний по представленному Плану ЛАРН: 1) отсутствие согласования Плана ЛАРН с ФГУП "Балтийское БАСУ" в соответствии с требованиями пп. 22, 23 "Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", утвержденных приказом МЧС от 28.12.2004 N 621, и п. 10 "Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности", утвержденного приказом Минтранса России от 06.04.2009 N 53; 2) о необходимости переработки Плана ЛАРН, исходя из нормативно установленного максимального возможного объема разлива нефтепродуктов в количестве 23 000 тонн (2 танка), и данных наибольшего по объему разлива нефти в зоне ответственности ООО "Приморский торговый порт", указанных в п. 1.3.2.1 Плана ЛАРН; 3) отсутствие в Плане ЛАРН информации о профессиональном аварийно-спасательном формировании; 4) о необходимости предоставления подтверждение пролонгации договоров ООО "Приморский торговый порт" с взаимодействующими организациями, указанных в Приложении 9 Плана ЛАРН;
5) об отсутствии подтверждения принадлежности привлекаемых к работам по ЛРН сил и средств к профессиональному АСФ по договорам на оказание услуг (стр.180, 182 Плана ЛАРН); 6) об отсутствии данных о сроке действия и составе привлекаемых сил и средств по договору на оказания услуг от 01.08.2010 (стр. 180 Плана ЛАРН); 7) о необходимости корректировки контактных данных лиц ФБУ "Госморспасслужба России" и ГМСКЦ; 8) о необходимости предоставления сведений о продлении лицензии от 11.12.2006 серия МТ 1008 N 019002 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах; 9) о необходимости предоставления Плана ЛАРН в электронном виде.
Письмом от 31.01.2012 N СК-29/677 Росморречфлот снял свои замечания по п.8, а также проинформировал заявителя о необходимости направления откорректированного Плана ЛАРН на бумажном носителе с приложением его электронной версии.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным решения Росморречфлота, изложенного в письме от 13.12.2011 N СК-29/12575, суды исходили из того, что согласно п. 2 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (далее - Основные требования), планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов. В этом же пункте содержится порядок определения максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.
Пунктом 3 Основных требований установлено, что разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий: локального значения; муниципального значения; территориального значения; регионального значения; федерального значения.
Таким образом, указанные положения Основных правил классифицируют чрезвычайные ситуации не только исходя из объема разлитой нефти и нефтепродуктов, но и из площади разлива, поскольку разлив регионального значения предусматривает выход разлива за пределы административной границы субъекта РФ в количестве, предусмотренном для чрезвычайной ситуации территориального значения (от 500 до 1000 тонн). В то же время чрезвычайная ситуация федерального значения предусматривает разлив нефти вне зависимости от объема, выходящий за границы РФ, а также разлив, поступающий с территорий сопредельных государств.
В соответствии с пунктом 4 Основных требований, планом должны предусматриваться прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов; количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; организация взаимодействия сил и средств; состав и дислокация сил и средств; организация управления, связи и оповещения; порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности; система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации; географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации; обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи; график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно пункту 5 Основных требований при расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов; площадь разлива; максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте; влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы; время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
Пунктом 6 Основных требований установлено, что планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с определенными органами, то есть независимо от акватории.
Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 (далее - Правила), устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС (Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС (Н) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов.
В соответствии с пунктом 6 Правил зоной действия плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий). В пределах зоны действия Плана организация обязана обеспечить ликвидацию разлития нефти и нефтепродуктов независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. Силы и средства других организаций, осуществляющих свою деятельность в этой зоне, могут привлекаться к выполнению работ по ликвидации разлития нефти и нефтепродуктов на договорной основе.
Согласно пункту 7 Правил основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, являются: обоснование уровня возможной ЧС (Н) и последствий ее возникновения; установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС (Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти и нефтепродуктов; осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС (Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях; определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией; обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС (Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее - АСФ (Н)), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ (Н) других организаций с учетом их дислокации; установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающих планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности АСФ (Н); составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ЛЧС (Н); осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС (Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС (Н); планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС (Н).
В силу пункта 14 Правил в соответствии с классификацией ЧС (Н) организации разрабатывают планы, соответствующие уровню возможной ЧС (Н): локальному, местному, территориальному, региональному и федеральному, а на акваториях - локальному (объектовому), региональному и федеральному, а также календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС (Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС (Н).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
В соответствии с п. 8.2.1 распоряжения Росморречфлота от 12.03.2010 N АД-35-р в Реестр морских портов Российской Федерации внесены сведения о морском порте Приморск.
В указанном распоряжении Росморречфлота содержится перечень операторов морских терминалов, в том числе терминал ООО "Приморский торговый порт".
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Основные требования), которыми предусмотрено, что планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.
Сведения о максимально возможном объеме разлившихся нефти и нефтепродуктов приведены в п. 1.3.2.1 Плана ЛАРН, направленного Заявителем в Росморречфлот на согласование, согласно которого "наибольшим по объему разлива нефти в зоне ответственности ООО "Приморский торговый порт" является разлив нефти при разгерметизации двух танков танкера максимальным дедвейтом 150 тыс. тонн вследствие навигационной аварии и составит 23 тыс. тонн сырой нефти".
Между тем капитаном морского порта Приморск письмом от 18.04.2012 N 12-152 в Росморречфлот направлены данные по судозаходам крупнотоннажных танкеров (DW 100 000 и выше) в морской порт Приморск за 2011-2012 годы по состоянию на 17.04.2012, которые свидетельствуют о том, что на терминале ООО "Приморский торговый порт" обрабатываются суда грузоподъемностью 100 000 тонн и выше и при этом количество судозаходов крупнотоннажных танкеров в сравнительной характеристике за период 2011 - 2012 возросло.
При этом суды учитывали, что в зону действия Плана ЛАРН включаются нефтеналивные причалы, вспомогательные причалы, акватория порта; а вероятными источниками ЧС являются: технологическое оборудование, технологический трубопровод, суда, обслуживающие терминал, нефтеналивные танкеры, сторонние источники.
Размер возможного планируемого разлившего количества нефти и нефтепродуктов напрямую влияет на постоянное наличие необходимого количества: устанавливаемых боновых заграждений (быстроразворачиваемых, тяжелых, сорбирующих, береговых); судов-нефтесборщиков, ручных и механизированных нефтесборных устройств; емкостей для сбора нефти; сорбентов для ЛАРН; технических средств для организации наблюдения и слежения за поведением нефтеразлива; привлекаемого автотранспорта; средств пожаротушения в случае возгорания нефти и нефтепродуктов; людей, необходимых для выполнения работ ЛАРН.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу, что План ЛАРН должен быть разработан с учетом причальной зоны терминала и грузоподъемности обрабатываемых судов, а также заключения договора на оказание услуг по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с другим аварийно-спасательным формированием.
Кроме того, из анализа содержания писем ответчика от 13.12.2011 N СК-29/12575 и от 31.01.2012 N СК-29/677, по мнению суда не следует, что заявитель обязывался составить план ЛАРН федерального уровня разлива. Согласно текстам писем, План ЛАРН подлежал корректировке в части разработки ситуационных моделей, производства прогнозирования площадей, зоны разливов, расчет достаточности сил и средств ЛЧС (Н) и т.д.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов, обязанность принятия участия с ликвидации последствий разлива наступает у всех субъектов, прямо или косвенно причастных к произошедшей ЧС, либо если разлив произошел на его территории, вне зависимости от классификации уровня разлива (локального, муниципального, территориального, регионального или федерального значения).
При этом каждая организация обязана выполнять свои обязанности в четком соответствии с предварительно составленным планом, в котором должны иметься сценарии действий на любое возможное развитие событий.
Как указали суды, обязанность у ФГУ "Горморспасслужба России" разработать План ЛАРН федерального уровня, наличие у судоходной компании плана для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с судна, а у конкретного судна - судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью не снимает с Заявителя обязанности разрабатывать свой План ЛАРН регионального уровня с проработкой сценариев разлива нефти и нефтепродуктов, который может привести, учитывая объем перекачки и перевалки нефти, к разливу федерального значения.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену или изменение решения, постановления.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствуют установленным ими обстоятельствам дела и имеющимися в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы Общества, которые проверены и правомерно отклонены судами и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2012 года по делу N А40-36545/12-21-337 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.