г. Москва |
|
25 января 2010 г. |
Дело N А41-20746/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Н.В. Буяновой
судей Л.В. Власенко и Э.Н. Нагорной
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Н.Г. Гусевой (дов. N 10 от 10.12.2009 г.),
от ответчика - М.В. Дергунова (дов. N 23283 от 31.07.2009 г.),
рассмотрев 21.01.2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 8 по Московской области
на решение от 24.02.2009
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей А.Г. Рымаренко
на постановление от 20.11.2009
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Э.П. Макаровской, Д.Д. Александровым, И.В. Чалбышевой
по заявлению ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова"
о признании недействительным решений от 15.08.2008 г. N 2038, 2039, 2040
к МИ ФНС России N 8 по Московской области
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений МИ ФНС России N 8 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 15.08.2008 г. N 2038, 2039, 2040 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2009 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2009 года требования заявителя удовлетворены.
Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Общество возразило против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.
Проверив обжалуемые судебные акты, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием взыскания налогов и пеней послужило неисполнение налогоплательщиком требований от 10.07.2008 N N 4, 1199, 1200.
По обжалуемым решениям с налогоплательщика подлежит взысканию:
- 17 783 300 руб. 04 коп. (решение от 15.03.2008 N 2038);
- 16 657 919 руб. (решение от 15.03.2008 N 2039);
- 16 657 919 руб. (решение от 15.03.2008 N 2040).
Основанием для принятия налоговым органом оспариваемых решений послужило непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих отнесение земельных участков, принадлежащих ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", к землям обороны и безопасности, которые подлежат исключению из состава объектов налогообложения по земельному налогу.
Удовлетворяя требование заявителя, суды исходили из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается фактическое использование земельных участков для целей обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в связи с чем эти участки, как ограниченные в обороте, не подлежат налогообложению земельным налогом.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствует примененным нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 НК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
В соответствии с Постановлением главы Администрации Луховицкого района Московской области от 11.10.1994 N 1443 за ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" закреплено право пользования земельным участком общей площадью 2147,4 га.
Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с выдачей кадастровых планов с указанием их кадастровой стоимости:
- авиационный полигон план N 35-2/06-2780 от 02.10.2006, кадастровый номер 50:35:001 03 03:0002, площадь 21143000 кв. м, категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
- испытательная станция план N 35-2/06-2781 от 02.10.2006, кадастровый номер 50:35:001 05 14:0121, площадь 331000 кв. м, категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области в адрес ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" письмами (исх. N 845 и N 846) об идентификации земельных участков подтверждены следующие факты:
- земельный участок с кадастровым номером 50:35:070201:0001 (расположенный порядка 12 км на север от ориентира п. Белоомут, площадью 2114,3000 га) является тем же самым земельным участком с номером 50:35:001 03 03:0002;
- земельный участок с кадастровым номером 50:35:060 304:0002 (расположенный порядка 1 км на север от ориентира п. Белоомут, площадью 33,1000 га) является тем же самым земельным участком с номером 50:35:001 05 14:0121.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Как установлено судами, Постановлением Совета Министров СССР от 02.02.1959 N 2-ПП-614с ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" были отведены два земельных участка для использования под испытательный полигон и создания испытательной станции площадью 33,1 га. На данных земельных участках располагались объекты ВВС Министерства обороны СССР, которые согласно указанному постановлению были переданы ЛИИ им. М.М. Громова.
Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 1115-р утвержден Перечень N 46:224 земельных участков, расположенных на территории Московской области в границах Луховицкого района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Данный Перечень определяет категорию земельного участка, выделенного ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", как земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с Уставом ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" является государственным научным центром Российской Федерации, чье имущество находится в собственности Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 04 августа 2004 года N 1009 ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" включен в перечень стратегических предприятий (N 191 Перечня).
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 06 апреля 2001 г. N 108/12 ЛИИ им. М.М. Громова вошел в перечень предприятий по экономическому развитию научно-производственного комплекса в части выполнения федеральных программ развития авиации по увеличению объемов производства за счет получения оборонных заказов.
ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Кроме того, предприятие является исполнителем государственного оборонного заказа, участвует в реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации" на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года, финансируемой за счет государственных капитальных вложений.
Судами также установлено, что на территории испытательного полигона ЛИИ систематически обнаруживаются и уничтожаются авиабомбы, минометные мины, артиллерийские снаряды.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Исходя из смысла и содержания пунктов 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ ограничение оборотоспособности земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, вызвано не отнесением этих земельных участков к землям обороны и безопасности (статья 93 ЗК РФ), а целевым назначением данных земельных участков.
Таким образом, земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности.
В Письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.03.2007 N Д08-840 "О принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу" разъясняется, что при рассмотрении вопроса об исключении земельных участков из объектов налогообложения "...важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации".
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что имеющиеся в пользовании предприятия спорные земельные участки в силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не являются объектом обложения земельным налогом, поскольку предоставлены предприятию и используются им при проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ исключительно в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.
Довод инспекции о том, что, при рассмотрении требований предприятия, суды вышли за пределы рассмотрения дела по налоговому спору судом не принимается.
С учетом основания заявленного требования суд правильно определил предмет доказывания и правомерно исследовал вопрос о принадлежности спорного земельного участка к землям обороны и безопасности.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами, переоценивать доказательства, так как это противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Иная оценка подателем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2009 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2009 г. по делу N А41-20746/08 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
Л.В. Власенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.