г. Москва |
|
10 января 2013 г. |
Дело N А40-85689/09-55-736 |
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Новосёлова А.Л.
судей: Мойсеевой Л.А. и Малюшина А.А.
при участии в заседании:
от истца: Дудко И.А. (дов. от 21.09.2012)
от ответчика:
от третьего лица:
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Минфина России
на решение от 23 мая 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дубовик О.В., арбитражными заседателями Жуковым О.А. и Морозовым В.А.
на постановление от 01 августа 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.
по иску МУП "Рязанская автоколонна N 1310" (Рязань, ОГРН:1026200871641)
к Российской Федерации в лице Минфина России (Москва, ОГРН: 1037739085636)
о взыскании 34 158 011 руб. 10 коп. убытков
третье лицо: Рязанская область в лице Минфина Рязанской области (Рязань, ОГРН: 1026201265090),
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Муниципальным унитарным предприятием города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" (МУП города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации 34 158 011 руб. 10 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан (т.1, л.д. 2-6).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 3 марта 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российской Федерации в лице Министерства финансов Рязанской области (т.1, л.д. 165).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 4 апреля 2011 года взыскано с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" 34 158 011 руб. 10 коп. убытков (т. 34, л.д. 120-122).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2011 г. N 09АП-12543/2011-ГК решение Арбитражного суда города Москвы от 4 апреля 2011 года по делу N А40-85689/09-55-736 оставлено без изменения (т. 35, л.д. 23-25).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2011 г. решение от 04 апреля 2011 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 10 июня 2011 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-85689/09-55-736 отменены и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы (т. 35, л.д. 79-87).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2012 года взыскано с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу МУП города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" 34 158 011 руб. 10 коп. убытков (т. 67, л.д. 75-79).
Решение мотивировано следующим образом.
Истец в соответствии с пунктами 1.9. и 2.2. Устава является коммерческой организацией, осуществляющей пассажирские перевозки, в том числе на пригородных маршрутах г.Рязани.
Истец оказывает услуги перевозки на основании публичного договора (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), в городском и пригородном сообщении.
В 2007 и 2008 годах истец во исполнение постановления Правительства Рязанской области от 15 июня 2006 года N 151 осуществлял перевозку автомобильным транспортом граждан, имеющих право на льготный проезд в пригородном транспорте на основании именного социального талона-билета.
Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с региональным и федеральным регистрами.
Постановлением Правительства Рязанской области от 15 июня 2006 года N 151 утвержден порядок предоставления именных социальных талонов-билетов, стоимость указанных талонов-билетов, а также утвержден порядок возмещения расходов перевозчиков за счет средств областного и федерального бюджетов (в зависимости от категории перевозимых льготников).
В 2007 и 2008 годах порядок финансирования равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан был закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 802 "Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации". Согласно ст. 2 указанного постановления, предоставление субвенций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета.
Частью 7 п. 1 ст. 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" от 24 ноября 2006 год N 238-ФЗ и в ч. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 6 июля 2007 года N 198-ФЗ утверждены субвенции (межбюджетные трансферты) бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Согласно статьям 3, 32, 44 и 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", ветеранов (кроме ветеранов труда) и категорий граждан, приравненных к ним, за исключением мер, относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Таким образом, государством на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для льготных категорий граждан, включённых в федеральный регистр, но не по финансированию названных услуг.
Такая же правовая позиция о применении Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ выражена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 2992/09.
Как указал истец, стоимость месячного проездного билета для обычных категорий граждан в указанный период различалась в зависимости от маршрута движения и была установлена приказами истца, копии которых имеются в материалах дела.
При этом расчет указанной в приказах стоимости проездных билетов, был произведен истцом исходя из утвержденной постановлениями Администрации Рязанского муниципального района Рязанской области (т. 2, л.д. 88-90) стоимости одного пассажирокилометра. В период с 01 января 2007 года по 01 февраля 2007 года стоимость 1 пассажирокилометра составила 0,85 руб. (Постановление Главы администрации Рязанского района от 22.03.2005 N 180), с 01 февраля 2007 года по 01 февраля 2008 года - 1 руб. (Постановление Главы администрации Рязанского района от 09 февраля 2007 года N 119), с 01 февраля 2008 года по 31 декабря 2008 года - 1,2 руб. (Постановление Главы администрации Рязанского района от 18 января 2008 года N 30).
Пунктом 1 Постановления Администрации города Рязани от 27 марта 1997 года N 827 истцу предоставлено право рассчитывать стоимость месячного проездного билета исходя из расчета 50 поездок в месяц, что соответствует таблице пункта 53 Постановления Росстата от 19 января 2007 года N 9.
Таким образом, участвовавшая в расчете убытков стоимость месячного проездного билета (не льготного) устанавливалась истцом не произвольно, а исходя из его затрат на провоз пассажиров. Критерии для определения указанных затрат, которые учитывали количество поездок пассажира в месяц, были установлены соответствующей нормативной документацией.
Представленный истцом расчет соответствует пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", которым определено, что организации, предоставившие потребителям по льготным ценам услуги в рамках реализации установленных законом льгот, вправе обратиться с иском о взыскании с публично-правовых образований убытков в виде неполученной в связи с этим платы.
Из материалов дела следует, что часть указанной недополученной платы была компенсирована государством в рамках договоров N 29 от 19 декабря 2006 года и N 29 от 30 ноября 2007 года, заключенных между истцом и Управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области, на основании актов выполненных работ.
Так, общая сумма средств, полученная истцом на покрытие расходов по предоставлению льготного проезда по единым месячным социальным проездным талонам-билетам для граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи из федерального бюджета, составила в 2007 году 3 247 807 руб. 99 коп., в 2008 году - 3 262 410 руб. 91 коп.
Общая сумма средств, полученная истцом в 2007 и 2008 годах от реализации единых месячных социальных проездных талонов-билетов, составила в 2007 году 1 358 775 руб., в 2008 году - 1 379 230 руб.
Таким образом, в результате неполной компенсации затрат истца на предоставление льготного проезда по единым месячным социальным проездным талонам-билетам для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, Истец понес в 2007 и 2008 годах убытки на общую сумму 34 158 011 руб. 10 коп.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 января 2011 года N 9621/10, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Довод ответчика относительно того обстоятельства, что источником возмещения спорных расходов в объеме большем, чем поступил из федерального бюджета, является областной бюджет подлежит отклонению, поскольку противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 года N 9621/10.
Также подлежит отклонению довод ответчика со ссылкой на постановление Правительства Рязанской области от 15 июня 2006 года N 151 о том, что в Рязанской области утвержден порядок возмещения транспортным организациям понесенных ими расходов на перевозку льготных пассажиров, который обеспечивает полную компенсацию спорных расходов, поскольку абзац 3 п. 8 указанного постановления предусматривает расчет с перевозчиками посредством перечисления сумм пропорционально проданным именным социальным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств.
Таким образом, заключенные истцом с Управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области договоры, предметом которых является возмещение истцу спорных расходов, доказательством полного возмещения спорных расходов не являются. Пунктом 5.1. указанных договоров также предусмотрено, что возмещение расходов производится в пределах выделенных средств федерального бюджета.
Ссылка ответчика относительно отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих дальность поездки, а также количество реализованных билетов не обоснованна, поскольку в материалы дела представлен акт сверки, подписанный между истцом и Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, подтверждающий количество реализованных билетов, а также справка о реализации месячных социальных проездных билетов для федеральных льготников, реализованных истцом на пригородных маршрутах, закрепленных за автоколонной в 2007-2008 годах, выданной отделом транспорта и связи г.Рязани, копии актов замера протяженности маршрутов.
В письме Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 25 июня 2010 года N 2315/02 указано, что предусмотренные договорами расчеты размеров компенсаций не содержат таких показателей, как стоимость льготной и не льготной поездки, размер не полученной с потребителей провозной платы и не являются расчетами затрат перевозчиков или фактической потребности перевозчиков в финансировании затрат. Указанные расчеты не являются расчетами затрат истца, понесенных в результате перевозки федеральных льготников по единым именным месячным талонам-билетам.
Само по себе постановление Правительства Рязанской области от 15 июня 2006 года N 151 не устанавливает какого-либо способа расчета убытков.
Согласно толкованию правовых норм, изложенному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 года N 9621/10, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23 июня 2009 года N 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, судам следует проверять расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей.
При этом расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Как установлено судом по настоящему делу, расчет расходов на провоз льготных пассажиров, произведенный на основании Постановления Правительства Рязанской области от 15 июня 2006 года N 151 и заключенных на его основании договоров, надлежащим способом расчета полной компенсации понесенных истцом расходов не является.
Доказательств проведения в спорный период в Рязанской области натурных обследований в материалах дела не имеется.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2012 года решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2012 года по делу N А40-85689/09-55-736 оставлено без изменения (т. 67, л.д. 144-149).
В кассационной жалобе ответчик просит решение от 23 мая 2012 года и постановление от 1 августа 2012 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное определение размера убытков, на неправильное применение судом п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 53 постановления Росстата N 9 (т. 68, л.д. 2-9).
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представитель истца просил оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Ответчик и третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте заседания кассационной инстанции, своих представителей в суд не направили.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.
Выполняя указания, содержащиеся в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2011 года, первая инстанция и апелляционная инстанция, в соответствии с ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, применены судом первой и апелляционной инстанций с учетом правовой позиции, сформулированной Пленумом и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данной категории дел. Ссылки на соответствующие постановления имеются в обжалуемых решении и постановлении.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 23 мая 2012 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 01 августа 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-85689/09-55-736 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
Л.А. Мойсеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.