г. Москва |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А40-58351/12-84-586 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2013.
Полный текст постановления изготовлен 30.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Коротыгиной Н.В.
судей Антоновой М.К., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Давыдовой Г.И., дов. от 24.12.2012 N 210-и-8/16134
рассмотрев 30.01.2013. в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
на решение от 02.08.2012
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьёй Сизовой О.В.,
на постановление от 30.10.2012
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Поповым В.И., Кольцовой Н.Н.,
по заявлению Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по Москве и Московской области
о признании недействительным постановления и об обязании возбудить исполнительное производство
к судебному приставу-исполнителю Замоскворецкого РОСП УФССП России по г. Москве Гулиеву М.М.,
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Моспромсталь"
Установил:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Гулиева М.М. от 29.03.2012 N 7620/12/02/77 и об обязании возбудить исполнительное производство на основании постановления от 20.03.2012 N 08710990010334.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено ООО "Моспромсталь".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2012, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012, фонду в удовлетворении требований отказано.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой ставиться вопрос об их отмене и вынесении нового судебного акта об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области ссылается на несоответствие обжалуемого постановления судебного пристава-исполнителя положениям пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Также Пенсионный фонд указывает на приложение к заявлению о возбуждении исполнительного производства извещений ОАО "УРАЛСИБ" о постановке в картотеку инкассовых поручений, выставленных к должнику, с отметками банка об отсутствии средств на счёте клиента, которым судами обеих инстанций не дана надлежащая оценка.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Судебный пристав-исполнитель, ООО "Моспромсталь" на заседание суда не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы фонда.
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.03.2012 ГУ - Главным управлением ПФР N 10 по г. Москве и Московской области вынесено постановление N 08710990010334 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - ООО "Моспромсталь"
Указанное постановление вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства от 20.03.2012 N 210-и-з/2213 было направлено фондом в Замоскворецкий районный отдел судебных приставов УФССП по г. Москве.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.03.2012 N 7620/12/02/77 в возбуждении исполнительного производства отказано ввиду несоответствия постановления требованиям, предъявляемым к исполнительным документам.
Считая свои права нарушенными, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя недействительным и об обязании судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство на основании постановления N 08710990010334 от 20.03.2012.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суды руководствовались пунктом 5 части 1 статьи 12, пунктом 4 части 1 статьи 31 ФЗ "Об исполнительном производстве", положениями статей 3, 18, 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", и исходили из того, что постановление фонда не соответствует требованиям к исполнительным документам, установленным подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
При этом доводы органа Пенсионного фонда о направлении в службу судебных приставов вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства извещений ОАО "УРАЛСИБ" о постановке в картотеку инкассовых поручений, выставленных к должнику, с отметками банка об отсутствии средств на счёте клиента, отклонены судами со ссылкой на то, что указанные документы не подтверждают факт отсутствия у должника открытых счетов в других банках.
Изучив материалы дела, выслушав представителя фонда, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Московского округа полагает необходимым отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 19 названного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (часть 14 статьи 19 Закона).
Согласно статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как усматривается из материалов дела в связи с отсутствием денежных средств на банковском счете плательщика страховых взносов, открытом в ОАО "УРАЛСИБ" фонд вынес постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя за счет имущества ООО "Моспромсталь" и передал его для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей.
Судебные инстанции поддержали вывод судебного пристава-исполнителя о том, что постановление не отвечает требованиям исполнительного документа, поскольку совместно с постановлением об обращении взыскания на имущество заявителем не были представлены документы, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что представленные фондом извещения ОАО "УРАЛСИБ" о постановке в картотеку инкассовых поручений, выставленных на взыскание с должника задолженности в Пенсионный фонд, не свидетельствуют о соблюдении взыскателем требований пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при вынесении судебных актов не было учтено следующее.
Из положений Закона об исполнительном производстве и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания обязательных платежей должно производиться фондом; обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания невозможности бесспорного взыскания взносов (пеней, штрафов) возлагается на контролирующий орган, в данном случае на фонд.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего закона.
Отсутствие предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении Постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов" постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещений банка о помещении расчетных документов в картотеку по форме 0401075, установленной Положением Центрального банка от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".
Следовательно, представление территориальными органами Пенсионного фонда России документов, подтверждающих невозможность бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у плательщика средств на счетах, а также вследствие отсутствия у фонда информации о счетах плательщика страховых взносов в банках, свидетельствует о соответствии постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика взносов критериям исполнительного документа, приведенным в подпункте 5 пункта 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
Как усматривается из материалов дела, Фондом предприняты были действия по бесспорному взысканию задолженности с плательщика страховых взносов, однако инкассовые поручения, предъявленные фондом в ОАО "УРАЛСИБ" не были исполнены ввиду отсутствия денежных средств на единственном известном заявителю счете.
Указанные обстоятельства подтверждены заявителем извещениями ОАО "УРАЛСИБ" от 13.12.2011, в которых указана задолженность перед фондом в суммах, соответствующих постановлению от 20.03.2012 N 08710990010334, и номер расчётного счёта должника, данные о котором содержатся в заявлении о возбуждении исполнительного производства.
Информацией о наличии у плательщика страховых взносов иных расчетных счетов в банках, фонд не располагает.
С учетом данных обстоятельств, выводы судов о том, что постановление фонда не соответствует требованиям пункта 5 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, являются неправомерными.
Отсутствие у фонда информации о иных счетах плательщика и отсутствие денежных средств у должника на известном фонду счете, являлось в соответствии с частью 14 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ основанием для направления фондом в службу судебных приставов постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов, и соответственно, судебный пристав-исполнитель не вправе был при установленных обстоятельствах отказать фонду в возбуждении исполнительного производства.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты по делу подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Поскольку по делу не требуется установления фактических обстоятельств, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции выносит новый судебный акт об удовлетворении заявления фонда о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого отдела службы судебных приставов УФССП России по Москве Гулиева М.М. от 29.03.2012 N 7620/12/02/77 и об обязании Замоскворецкого отдела службы судебных приставов возбудить исполнительное производство на основании вышеназванного постановления от 20.03.2012.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2012 года по делу N А40-58351/12-2-332 отменить.
Признать постановление судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Гулиева М.М. от 29.03.2012 N 7620/12/02/77 недействительным.
Обязать Замоскворецкий районный отдел судебных приставов УФССП России по Москве возбудить исполнительное производство на основании исполнительного документа - постановления от 20.03.2012 N 08710990010334.
Председательствующий судья |
Н.В. Коротыгина |
Судьи |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.