г.Москва |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А40-13655/12-99-68 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 октября 2013 г. N 6480/13 настоящее постановление отменено в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 07.06.2011 N 52-21-18/278р в части доначисления 87 716 348 рублей налога на добычу полезных ископаемых, начисления 11 300 563 рублей 85 копеек пеней и взыскания 13 334 740 рублей 60 копеек штрафа
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей Алексеева С.В., Антоновой М.К.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Суругин Д.Н. - доверенность N 01-Д/225 от 14 декабря 2012 года,
от ответчика Юдакова Е.П. - доверенность N 15 от 09 февраля 2012 года, Водовозов А.А. - доверенность N 61 от 26 сентября 2012 года, Митяева Т.Г. - доверенность N 29 от 20 марта 2012 года, Семенов С.А. - доверенность N 23 от 01 марта 2012 года, Мелякин М.Ю. - доверенность N 72 от 15 ноября 2012 года,
рассмотрев 07 февраля 2013 года в судебном заседании кассационную
жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение от 19 июля 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Карповой Г.А.,
на постановление от 04 октября 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сафроновой М.С., Марковой Т.Т., Яковлевой Л.Г.,
по иску (заявлению) ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие"
о признании недействительным решения
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция) от 07.06.2011 N 52-21-18/278р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль в сумме 777 045 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа в размере 116 091,80 руб., НДПИ в сумме 87 716 348 руб. и соответствующих сумм пени в размере 11 300 563,85 руб. и штрафа в сумме 13 334 740,60 руб., а также в части доначисления ЕСН в сумме 20 657,70 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 г., производство по делу в части ЕСН прекращено, в остальной части заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из их соответствия положениям законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции, в которой орган налогового контроля не соглашается с оценкой, данной судебными инстанциями представленным в материалы дела доказательствам, считает, что нарушены нормы материального права.
В заседании суда кассационной инстанции представители инспекции поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, просили отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, за исключением эпизода по ЕСН.
Представитель заявителя возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представленный обществом отзыв на кассационную жалобу приобщен к материалам дела.
Как установлено судебными инстанциями, инспекцией проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2009 г., по результатам которой составлен акт от 15.04.2011 N52-21-18/177а и принято решение от 07.06.2011 N52-21-18/278р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 13 554 810,23 руб., начислены пени в сумме 11 309 269,09 руб., предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 88 564 824,70 руб.
Основанием для принятия указанного ненормативного акта, явились выводы инспекции о неправомерном уменьшении налогоплательщиком количества добытого полезного ископаемого (нефть), подлежащего налогообложению, вследствие неучета для целей налогообложения имеющихся у налогоплательщика фактических потерь добытого полезного ископаемого, выявленных инспекцией при анализе документов оперативного учета нефти и определяемых налогоплательщиком самостоятельно как дебаланс (разность между приборами учета, погрешность приборов).
По мнению инспекции, дебаланс, как разница между счетчиками СИКН N544 и СИКН N504 и 505, подлежит включению в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, поскольку именно на счетчиках СИКН N504 и СИКН N505 технологический процесс по подготовке товарной нефти считается завершенным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы жалобы аналогичны тем, которые приводились в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ видом добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст. 339 НК РФ.
В соответствии с п. п. 1, 2, 7 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь, минеральном сырье) методом. При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого".
Комплекс технологических операций (процессов) может в себя включать операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции по отделению попутных компонентов и примесей; операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Как правильно установлено судебными инстанциями, выводы инспекции о превышении фактически добытой нефти в части, превышающей данные общества, не соответствуют данным контролирующих органов в сфере недропользования об общем количестве, извлеченной из недр нефти (с учетом потерь при добыче).
В соответствии с положениями п. 1.2 Методических рекомендаций по заполнению формы N 6-ГР, доведенных Письмом Минприроды России от 08.10.1996 NВБ-61/2594, государственный учет запасов нефти и газа осуществляется в отчетном балансе запасов предприятий - недропользователей в соответствии с формой государственного статистического наблюдения N 6-гр.
Так согласно балансам нефти общества за 2008 г. добыто 4 549 836 тонн, в том числе потери нефти - 12 881 тонн, в 2009 г. добыто 3 793 081 тонн, в том числе потери нефти 10 226 тонн.
Согласно данным раздела 1 "Добыча нефти" сведений по эксплуатации нефтяных скважин по форме 1-ТЭК за 2008 - 2009 гг. добыча за 2008 г. составила 4 549 836 тонн, за 2009 г. - 3 793 081 тонн.
Согласно данным формы государственной статистической отчетности N 6-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов нефти (газового конденсата)" для государственного учета запасов нефти, обществом в 2008 г. добыта нефть в количестве 4 550 тыс. тонн (т. 12 л.д. 109 - 150, т. 13, л.д. 1 - 10), в 2009 г. - 3 793 тыс. тонн (т. 13 л.д. 11 - 80).
Указанные объемы были списаны с государственного баланса полезных ископаемых на основании актов на списание запасов полезного ископаемого с учета организации по добыче полезного ископаемого за 2008 - 2009 гг. списано с учета общества нефти (в том числе газа) за 2008 г. 4 550 тыс. тонн (т. 13 л.д. 81 - 90), в 2009 г. - 3 793 тыс. тонн (т. 13 л.д. 91 - 100).
Доводы жалобы со ссылкой на то, что величина фактического дебаланса превысила + 0,70%, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Согласно ст. 341 НК РФ налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц, в связи с чем доначисление НДПИ на основе ежедневного невключения дебаланса в налоговую базу по НДПИ противоречит п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 54, п. 1 и 2 ст. 338, п. 1 ст. 339 НК РФ.
В зависимости от разрабатываемого месторождения и пунктов подготовки, нефть проходит через СИКН N 504 (ЦПС Хохряковского месторождения) и СИКН N 544 (Белозерный центральный товарный парк) или через СИКН N 505 (ЦПС Ершового месторождения) и СИКН N 544 (Белозерный центральный товарный парк).
При этом инспекцией установлено и не оспаривается погрешность 0,35% каждого из СИКН (N 504, 505, 544), через который нефть проходит при ее подготовке.
Следовательно, при указанной системе сбора, подготовки и подсчета добытой нефти, расчет максимального отклонения дебаланса СИКН N 544 от СИКН N 504 или СИКН N 505 может составлять от - 0,35% до + 0,35%, что в совокупности отклонений максимальных значений погрешности (диаметрально противоположных) составляет 0,7%.
Расчет дебаланса на основании последовательного увеличения погрешности исходя из количества счетчиков на пути движения нефти невозможен. При замере одной и той же нефти на СИКН N 504 и СИКН N 544 не может быть 0,7% (как + 0,35% +(+) 0,35%) либо как (- 0,35) + (- 0,35%).
Показатель 0,7% используется при расчете исходя из максимальных возможных отклонений диаметрально возможных показателей (например, на СИКН N 504 - (+ 0,35%), на СИКН N 544 - (- 0,35%), либо наоборот на СИКН N 504 - (- 0,35%), а на СИКН N 544 - (+ 0,35%).
Квалификация инспекцией дебаланса нефти как сверхнормативных фактических потерь, облагаемых по общеустановленной налоговой ставке, является неправомерной и в оспариваемом ненормативном акте, инспекцией не указана.
Доначисление НДПИ произведено на основании замены показателя Qтранс, рассчитываемого на основании количества нефти, сданной на СИКН N 544, данными показателей СИКН N 504 или СИКН N 505.
Решение инспекции не основано на квалификации дебаланса как технологических потерь.
Судебными инстанциями обоснованно указано, что в соответствии с п.8 ст.101 НК РФ, налоговый орган не вправе изменять основание доначисления налога.
Кроме того, инспекцией не доказан факт относимости дебаланса к потерям нефти, вызванным нарушением правил технической эксплуатации аппаратов, установок и оборудования, режимов технологических процессов, авариями технических сооружений, а также ремонтно-восстановительными работами.
Инспекцией не оспаривается соответствие нормируемой погрешности СИКН N 504, 505, 544 требованиям ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система измерения. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений", ГОСТ 26.976-86 и РД 153-39.4-042-99 "Инструкция по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерений количества и показателей качества нефти", Инструкции по эксплуатации системы измерений количества и показателей качества нефти N 504 Хохряковского месторождения, Инструкции по эксплуатации системы измерений количества и показателей качества нефти N 505 Ершового месторождения.
Претензии к расчету технологических потерь инспекцией не предъявлялись.
Доводы жалобы об установленных вступившими в законную силу судебным актам по ранее рассмотренным делам NА40-43834/08-140-136 и NА40-129782/09-112-965 приводились в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно были отклонены.
При этом, судебные инстанции правильно применили положения п.2 ст.69 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правильно приняли во внимание, что согласно лицензиям на разработку недр добыча нефти включала в себя не только соответствие нефти ГОСТу на нефть, но и поступление нефти на коммерческие узлы учета нефти для реализации с последующей передачей АК "Транснефть"; учитывая, что технологические операции (процессы), предусмотренные технологическими проектными документами общества на разработку месторождения не ограничиваются Хохряковским ЦПС и Ершовым ЦПС, а заканчиваются на Белозерном ЦТП, общество правомерно определяло количество полезного ископаемого по объемам нефти по УНН N 544, а не объемов нефти по данным СИКН N 504, 505, где комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, не заканчивается.
Судами обоснованно признано правомерным использование обществом для расчета НДПИ данных СИКН N 544, содержащих данные о количестве добытой нефти, прокаченной через СИКН N 504, 505 и уменьшенной на технологические потери и дебаланс.
Доводы жалобы в части невключения в налоговую базу по НДПИ облагаемой по нефтяной ставке сверхнормативных потерь нефти на БЦТП, имевших место после достижения добытой обществом нефти требований ГОСТ Р 51858-2002 на нефть на ЦПС Ершового и Хохряковского месторождений, приводились в судах первой и апелляционной инстанций и были обоснованно отклонены, со ссылкой на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.07.2011 по делу NА40-129782/09-112-965.
Судами правильно установлено, что цикл технологических операций заканчивается не на Хохряковском и Ершовом ЦПС, как считает налоговый орган, а на Белозерском ЦТП.
Система сбора и подготовки нефти общества в 2007 г., по сравнению с ранее существовавшей, не изменилась, в том числе на Хохряковском месторождении, в проект которого в 2005 г. был внесен ряд усовершенствований по некоторым видам оборудования.
При изложенных обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что обществом правомерно определена налоговая база по НДПИ, подлежащая налогообложению по ставке 0 процентов, с учетом потерь на Белозерном БЦТП.
Для расчета налоговой базы по нефти правомерно использование формулы валовой добычи нефти, предусмотренной Инструкцией по учету нефти в нефтегазодобывающих объединениях РД 39-30-627-81, а также данных статистической отчетности в области недропользования.
Данные статистической отчетности в области недропользования о количестве добытых полезных ископаемых приняты уполномоченными государственными органами, данные содержащиеся в них отражены в государственном балансе запасов полезных ископаемых.
При доначислении НДПИ инспекцией не полностью учтен весь комплекс технологических операций, связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений общества, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы судебных инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки указанных выводов судов.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу ст.286 и ч.2 ст.287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 июля 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2012 года по делу N А40-13655/12-99-68 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.А.Шишова |
Судьи |
С.В.Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.