г. Москва |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А41-12210/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Петровой В.В., Зверевой Е.А.
при участии в заседании:
от истцов - 1. Администрация Одинцовского муниципального района Московской области - Покатилова Л.Г., доверенность N 50 от 10.12.2012 года; 2. Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района - Покатилова Л.Г., доверенность N 04 от 09.01.2013 года;
от ответчиков и третьих лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 07 февраля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области
на решение от 20.07.2012
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
на постановление от 18.10.2012 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
при участии в деле третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, открытого акционерного общества "Ипотечная корпорация Московской области",
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились с исковым заявлением, с учетом его уточнения, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности РФ на земельный участок площадью 675 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0030121:0020, вид разрешенного использования - "для обслуживания административного здания", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 130, обремененный договором аренды земельного участка от 21.05.2002 N 1224, заключенным с открытым акционерным обществом "Ипотечная корпорация Московской области" (ОАО "ИКМО"), и на земельный участок площадью 350 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0030121:27, вид разрешенного использования - "для пристройки к офису", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 130, обременённый договором аренды земельного участка от 28.05.2002 N 1075, заключенным с ОАО "ИКМО" (т. 1, л.д. 3-6; т. 2, л.д. 11 - 13). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и открытое акционерное общество "Ипотечная корпорация Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2012 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме: суд признал отсутствующим зарегистрированное право собственности РФ на земельный участок площадью 675 кв.м., с кадастровым номером 50:20:003 01 21:0020, вид разрешенного использования - "для обслуживания административного здания", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, д.130, обременённый договором аренды земельного участка от 21.05.2002 N 1224, заключенным с ОАО "Ипотечная корпорация Московской области", и на земельный участок площадью 350 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0030121:27, вид разрешенного использования - "для пристройки к офису", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, д.130, обременённый договором аренды земельного участка от 28.05.2002 N 1075, заключенным с ОАО "Ипотечная корпорация Московской области" (т. 2, л.д. 33 - 35).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2012 года данное решение было оставлено без изменения (т. 2, л.д. 79-84).
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области просит отменить вышеназванные решение и постановление и принять новое решение о полном отказе в заявленных требованиях, поскольку считает их незаконными и необоснованными. В жалобе указывается о том, что при принятии решения и постановления судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст.ст. 12, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений.
Представитель обоих истцов в суде кассационной инстанции полагал правомерным оставить обжалуемые акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Главы Одинцовского района от 05.02.2001 N 247 "Об участии Одинцовского района в создании ОАО "Ипотечная корпорация Московской области", с учетом результатов вновь проведенной технической инвентаризации, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района по акту приема-передачи от 16.04.2001 г. в качестве вклада в уставный капитал ОАО "ИКМО" было передано офисное здание общей площадью 455,40 кв.м. - встроенно-пристроенные помещения, расположенные по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Можайское шоссе, дом 130, находящееся в собственности Одинцовского муниципального района. 12.11.2001 года было зарегистрировано право собственности ОАО "ИКМО" на вышеуказанные встроенно-пристроенные помещения, регистрационная запись N 50 01.20-17.2001-916.2 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.11.2001 года серия 50АГ N 597480). В 2003 году был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок под встроенно-пристроенными помещениями, находящимися в собственности у ОАО "ИКМО", ему присвоен кадастровый номер 50:20:003 01 21:0020. Постановлением Главы Одинцовского района от 21.04.2003 года N 988 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030121:0020 был передан в аренду ОАО "ИКМО". 21.05.2002 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ОАО "ИКМО" был заключен договор N 1224 аренды земельного участка площадью 0,0675 га, с кадастровым номером 50:20:003 01 21:0020, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, дом 130. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой 02.07.2003 г., регистрационная запись N 50-01/20-46/2003-186.1, заключен сроком на 3 года, с 01 июня 2003 года по 01 июня 2006 года. Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 18.10.2006 N 2874 между КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района и ОАО "ИКМО" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 21.05.2002 г. N 1224, в соответствии с которым срок действия договора аренды был продлен до 31 мая 2009 года. В последующем договор аренды был продлен на неопределенный срок.
На момент принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 0,0675 га, с кадастровым номером 50:20:0030121:0020 в аренду на данном земельном участке находился лишь один объект недвижимого имущества: встроенно-пристроенные помещения (офисное здание), принадлежащее ОАО "ИКМО" на праве собственности. Кроме того, Постановлением Главы Одинцовского района от 16.05.2002 г. N 1030 ОАО "ИКМО" был предоставлен в аренду свободный от строений земельный участок площадью 0,0350 га, с кадастровым номером 50:20:0010121:9999/001, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, дом 130, для возведения пристройки к офису. 28.05.2002 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ОАО "ИКМО" был заключен договор N 1075 аренды земельного участка площадью 0,0350 га, с кадастровым номером 50:20:0010121:9999/001. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой 01.08.2002 года, регистрационная запись N 50-01.20-26.2002-440.1, был заключен сроком на 3 года, с 01.06.2002 года по 01.06.2005 года. 06.08.2008 земельному участку с кадастровым номером 50:20:0010121:9999/001 был присвоен кадастровый номер 50:20:0030121:27. Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 29.03.2006 года N 718 между КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района и ОАО "ИКМО" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 28.05.2002 г. N 1075, в соответствии с которым срок действия договора аренды был продлен по 01 июня 2008 года. После истечения срока договора от 28.05.2002 г. N 1075 при отсутствии возражений арендодателя ОАО "ИКМО" продолжало пользоваться земельным участком, вносило арендную плату. В соответствии с выписками из ЕГРП от 02.12.2011, право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией (том 1, л.д. 39, 50). Поскольку, по мнению истцов, право собственности на земельный участок было зарегистрировано за Российской Федерацией, якобы, ошибочно в нарушение действующего законодательства, то Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями, которые были удовлетворены в полном объеме, что подтверждается решением и постановлением по делу.
Не согласившись с указанными судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу на предмет их отмены и отказа в удовлетворении заявленного иска. Однако судебная коллегия не находит оснований для их отмены, так как считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Из части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. В п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. В ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Из ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ранее действовавшем Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит правомерным вывод суда в обжалуемых актах об удовлетворении заявленного иска в полном объеме, так как считает, что заявитель жалобы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела доказательства, которые в своей совокупности объективно свидетельствовали бы о необоснованности предъявленного к нему иска. В подтверждение названного выше следует указать о том, что на спорных земельных участках какие-либо объекты недвижимости Российской Федерации отсутствуют, данные земельные участки сданы в аренду соответствующим органом муниципальной администрации ОАО "Ипотечная корпорация Московской области", причем на этих участках расположены строения, принадлежащие данному обществу, на которые последним оформлено в установленном порядке право собственности.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2012 года и постановление от 18 октября 2012 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-12210/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.