город Москва |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А40-11311/11-153-116 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Зверевой Е.А., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сазонова Ю.В., доверенность от 01.12.2011 N Д-911;
от ответчика: Ходаковский А.В., доверенность от 29.12.2010 N 32394/10;
от третьих лиц: от ОАО "РЖД": Сазонова Ю.В., доверенность от 22.12.2010 N НЮ-3-15/539; от Департамента имущества города Москвы: Попова О.Ю., доверенность от 09.02.2011 N Д11/7170,
рассмотрев 13 декабря 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Управления Росреестра по Москве
на решение от 30 мая 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 22 августа 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Захаровым С.Л., Бекетовой И.В.,
по делу N А40-11311/11-153-116
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
о признании незаконным решения
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Департамент имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) от 29.10.2010 N 22/011/2010-166 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - Гагаринский тоннель 2-х путный, протяженностью 918 м, расположенный по адресу: город Москва, станция Канатчиково, 34 км ПК 9+70-35 км ПК 8+88, соор. 1; об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2011 года заявление удовлетворено, при этом суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя и третьих лиц возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают и х права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта ил и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, 21.05.2010 ТУ Росимущества в г. Москве обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - Гагаринский тоннель 2-х путный, протяженностью 918 м, расположенный по адресу: город Москва, станция Канатчиково, 34 км ПК 9+70-35 км ПК 8+88, соор. 1.
Согласно расписке в получении документов от 21.05.2010 заявителем были предоставлены следующие документы: заявление от 21.05.2010 N 22/011/2010-166, кадастровый паспорт объекта недвижимости от 26.08.2008, выписка из реестра федерального имущества от 07.10.2009 N 434/1.
Государственная регистрация приостанавливалась Управлением Росреестра по Москве до 06.10.2010.
29.10.2010 письмом N 22/011/2010-166 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости на основании положений абзацев 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках и х компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Судами установлено, что спорный объект недвижимого имущества является одним из объектов, построенных за счет средств города Москвы в качестве компенсации за снесенные в ходе строительства Третьего транспортного кольца железнодорожные объекты предприятий, подведомственных Министерству путей сообщения Российской Федерации.
Данный объект недвижимого имущества является объектом железнодорожного транспорта и используется открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в совокупности с другими объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности, входящими в производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав и другое имущество, предназначенный для реализации целей и задач, определенных Уставом ОАО "РЖД". Эксплуатация спорного объекта недвижимого имущества отдельно от иных объектов железнодорожного транспорта невозможна.
Передача указанного объекта из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации была осуществлена в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на основании распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от 04.02.2009 N 178 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в государственной собственности г. Москвы, в федеральную собственность".
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности, то есть нахождение данных объектов в собственности субъекта Российской Федерации недопустимо.
Заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые в соответствии со статьей 18 Закона о государственной регистрации прав документы, в том числе правоустанавливающий документ - распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 04.02.2009 N 178 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в государственной собственности г. Москвы, в федеральную собственность", изданное в рамках его компетенции и подписанное уполномоченным лицом.
Кассационная коллегия считает, что суды, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества, предусмотренных абзацами 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", у МИФНС России N 46 по г. Москве не имелось.
Таким образом, решение об отказе в государственной регистрации права собственности от 29.10.2010 N 22/011/2010-166 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит выводы судов об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2011 года по делу N А40-11311/11-153-116 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.