г. Москва |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А41-42619/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тихоновой В.К.
судей Волкова С.В., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Минобороны России - Шаргаева Н.В. - по доверенности от 12.11.2012 N 207/822д
от ответчика - Осипова М.Н. - по доверенности от 14.03.2012
от третьего лица - Правительства России - Шаргаева Н.В. - по доверенности от 27.06.2012 N 207/461д
рассмотрев 13 февраля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ПМА "Шар инк ЛТК"
на решение от 7 сентября 2012 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Жоголевой Е.Н.,
на постановление от 21 ноября 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Александровым Д.Д., Хомяковым Э.Г., Шевченко Е.Е.,
по иску ФГУ Войсковая часть 49345, Минобороны России
об освобождении мест стоянок
к ООО "ПМА "Шар инк ЛТК",
третьи лица - Правительство Российской Федерации,
ТУ ФАУГИ по Московской области
УСТАНОВИЛ:
по иску Войсковой части 49345 Министерства обороны Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Производственная многоотраслевая авиакомпания "Шар инк ЛТК" с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области Арбитражным судом Московской области 3.06.2010 принято решение по делу N А41-42619/09 об отказе в обязании ответчика освободить индивидуальные места стоянок воздушных судов N N 28, 29, 30, 31, расположенные по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. Флотская, д. 5.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 решение суда отменено. Суд обязал ООО "ПМА "Шар инк ЛТК" освободить указанные индивидуальные места стоянок воздушных судов.
Кассационная инстанция отменила судебные акты обоих судов в связи с непривлечением к участию в деле Правительства Российской Федерации, издавшее распоряжение о совместном базировании ответчика на аэродроме, находящемся в ведении Минобороны России; наличием дела в суде по спору между теми же лицами по поводу заключения договора аренды земельного участка для размещения воздушных судов авиакомпании "ПМА "Шар инк ЛТК" (дело N А41-3818/2011).
При этом, суд кассационной инстанции полагал необходимым рассмотреть вопрос об объединении дел в одно производство исходя из положения части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Российской Федерации.
Определением от 21.06.2011 суд приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А41-3818/2011 Арбитражного суда Московской области, возобновил производство по делу 2.03.2012.
Арбитражный суд удовлетворил заявление Минобороны России о вступлении его в дело в качестве соистца, определением от 2.07.2012 привлек соистцом в дело, произвел замену Войсковой части 49345 на Федеральное Бюджетное Учреждение войсковая часть 49345.
Решением от 7.09.2012 исковые требования удовлетворил, обязал ООО "ПМА "Шар инк ЛТК" освободить индивидуальные места стоянок воздушных судов N N 28, 29, 30, 31, расположенные по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. Флотская, д. 5.
Арбитражный суд апелляционной инстанции постановлением от 21.11.2012 оставил решение суда без изменения.
При этом, суды обеих инстанций исходили из того, что Войсковая часть 49345 не вправе без согласия Минобороны России передавать имущество Российской Федерации в аренду, в связи с чем пришли к выводу, что договор аренды от 10.12.2007 N 14/А-07 между истцом и ответчиком заключен неуправомоченным лицом.
Заявитель кассационной жалобы считает судебные акты подлежащими отмене, поскольку 30.12.2011 между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 39345 и ООО ПМА "Шар инк ЛТК" заключен договор о совместной эксплуатации аэродрома совместного базирования, которым предусмотрена деятельность авиакомпании на территории аэродрома по обеспечению взлета-посадки, стоянки и обслуживания его воздушных судов, ссылается на уклонение Минобороны России от заключения договора совместного базирования, в связи с чем подало заявление в суд о понуждении заключить такой договор (дело N А41-32426/12). С учетом этого просит направить дело на новое рассмотрение для объединения дел, привлечения к рассмотрению дела собственников воздушных судов.
На кассационную жалобу поступил отзыв от Правительства Российской Федерации с возражениями против удовлетворения жалобы.
Представить от ООО "ПМА "Шар инк ЛТК" при разбирательстве кассационной жалобы поддержал изложенные в ней доводы и требования по жалобе.
Представитель от Минобороны России, Правительства Российской Федерации просил оставить судебные акты в силе по приведенным в отзыве мотивам.
Войсковая часть 49345, Территориальное управление Росимущества по Московской области в суд кассационной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены.
Повторно проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражениях относительно жалобы, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
При рассмотрении дела арбитражными судами установлено, что вступившим в законную силу решением от 20.01.2012 по делу N А41-3818/11 ООО "ПМА "Шар инк ЛТК" отказано в иске о понуждении Минобороны России заключить договор аренды земельного участка общей площадью 16.140 кв. м. для осуществления производственной деятельности на территории аэродрома "Остафьево" Московской области в г. Щербинка.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 12.12.2003 N 7082-р за Войсковой частью 49345 на праве оперативного управления закреплены объекты имущества, что подтверждено свидетельством от 28.09.2004 N 05001480 о внесении в реестр федерального имущества.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества спорные индивидуальные места стоянок N N 28, 29, 30, 31 закреплены на праве оперативного управления за Войсковой частью 49345.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 1034-р утвержден перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации, в который входит государственный аэродром "Остафьево", находящийся в ведении Минобороны России, и на котором разрешено совместное базирование ООО "ПМА "Шар инк ЛТК".
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах "установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.
В силу положений, содержащихся в статьях 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", части 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне, пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил и подведомственных Минобороне России организаций.
Государственный аэродром "Остафьево" находится в ведении Минобороны России, которое осуществляет полномочия собственника недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Войсковой частью 49345.
Продление договора аренды от 10.12.2007 без согласования с собственником не основано на законе.
Таким образом, правовых оснований для занятия ответчиком спорных индивидуальных мест стоянок судами обеих инстанций не установлено.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия отмечает, что согласно подпункту 1, 3 статьи 44 Воздушного кодекса Российской Федерации (Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного пользования) перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров. Договор совместного базирования между Минобороны России и ответчиком не заключался.
С учетом изложенных обстоятельств решение и постановление соответствуют нормам права, подлежащим применению, нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов не допущено, в связи с чем предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 7 сентября 2012 года по делу N А41-42619/09, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К. Тихонова |
Судьи |
С.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.