г. Москва |
|
24 февраля 2011 г. |
Дело N А41-39938/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Хомякова Э.Г.,
судей Чучуновой Н.С., Букиной И.А.
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчиков - не явились, извещены;
от третьих лиц - ФГУК Государственный музей-усадьба "Архангельское" - Шушкевич Д.И., дов. от 03.10.2010; Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия; ФГУ ЦВКС "Архангельское" - не явились, извещены;
рассмотрев 24.02.2011 в судебном заседании кассационные жалобы
ответчиков ООО "Перун", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО (Управления Росреестра по МО)
на решение Арбитражного суда Московской области
от 05 июля 2010 г.,
принятое судьей Калининой Н.С.,
и на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 22 октября 2010 г.,
принятое судьями Гагариной В.Г., Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.,
по иску ТУ ФАУГИ по МО
о признании договора аренды недействительным и обязании погасить запись
к Администрации Красногорского муниципального района МО, ООО "Перун", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО (Управлению Росреестра по МО)
третьи лица Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия; ФГУК Государственный музей-усадьба "Архангельское"; ФГУ ЦВКС "Архангельское"
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительным договора аренды земельного участка от 12.12.2007 N 453, заключенного между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) и обществом с ограниченной ответственностью "Перун" (далее - общество), обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.12.2007 N 50-50-11/068/2007-271 об ограничении (обременении) права на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050602:0087, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Воронки - аренде на срок с 25.12.2007 по 25.12.2056 в пользу общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультуры), Федеральное государственное учреждение "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское", Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское".
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.07.2010 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 г., иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ответчики - ООО "Перун", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО (Управление Росреестра по МО) просят отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска; полагая, что судебные акты первой и апелляционной инстанций являются необоснованными и незаконными, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель третьего лица - Федерального государственного учреждения культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское" возражал против удовлетворения кассационных жалоб, считая решение и постановление, принятые по делу, законными и обоснованными.
Представители истца, ответчиков и третьих лиц - Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федерального государственного учреждения "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, жалобы рассмотрены в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости оставления принятых по делу судебных актов без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 12.12.2007 между администрацией (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 453, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности площадью 29 800 кв.м., с кадастровым номером 50:11:0050602:087, категория земель - "земли населенных пунктов", в границах, указанных на кадастровом плане по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Воронки для размещения автостоянки, придорожного и торгового комплекса сроком на 49 лет с момента государственной регистрации договора.
25.12.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области произведена государственная регистрация договора аренды от 12.12.2007 N 453 за N 50-50-11/068/2007-271.
Считая договор аренды земельного участка от 12.12.2007 N 453 ничтожной сделкой, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного договора аренды недействительным и обязании Управления погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.12.2007 N 50-50-11/068/2007-271 об ограничении (обременении) права на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050602:0087, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Воронки - аренде на срок с 25.12.2007 по 25.12.2056 в пользу общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания договора аренды земельного участка от 12.12.2007 N 453 недействительным, в связи с тем, что названный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и имеет особый режим использования, поскольку расположен в охраной зоне памятника истории и культуры - Ансамбля усадьбы "Архангельское", в связи с чем у администрации отсутствовали полномочия для предоставления спорного земельного участка в аренду. Предоставление данного земельного участка для размещения автостоянки, придорожного и торгового комплекса противоречит целям и особому режиму его использования. Также судом отмечено, что признание договора аренды земельного участка от 12.12.2007 N 453 недействительным влечет обязанность Управления погасить запись о государственной регистрации данного договора в ЕГРП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Пунктом 1 вышеуказанного положения предусмотрено, что данный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений.
На основании пунктов 4, 6, 10 положения, осуществляя свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, Росимущество имеет право обращаться в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления такими правами осуществляется с учетом положений Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю установлены Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно статьи 3 данного Закона распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности должно осуществляться органами местного самоуправления, если федеральным законом не установлено иное.
В обоснование заявленных требований заявителем было указано, что спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации, в связи с чем администрация не имела права на передачу в аренду данного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Ансамбль усадьбы "Архангельское" XVIII - XIX в.в. подлежал охране как памятник государственного значения.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Музей-усадьба "Архангельское" (музейный комплекс) отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 26.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу названного Закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 388 "О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы "Архангельское" в Московской области" принято решение о реорганизации Центрального военного клинического санатория "Архангельское" Министерства обороны Российской Федерации путем выделения из его состава подразделения обеспечения - музея и создании на его базе научно-исследовательского и культурно - просветительного государственного учреждения - Государственного музея-усадьбы "Архангельское" Министерства культуры Российской Федерации, за которыми для совместного использования закреплены территория в пределах охранных зон, а также комплекс памятников истории и культуры усадьбы "Архангельское" XVIII - XIX веков.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 29.07.2009 N 5011/201/09-04328, земельный участок площадью 29 800 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Воронки, с кадастровым номером 50:11:0050602:087 относится к землям населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе: жилым; общественно-деловым; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; иным территориальным зонам.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В кадастровом плане земельного участка от 29.07.2009 N 5011/201/09-04328 указано, что данный участок имеет особый режим использования, поскольку расположен в охраной зоне памятника истории и культуры - Ансамбля усадьбы "Архангельское".
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 названного Кодекса.
Статьей 99 ЗК РФ предусмотрено, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Правовой режим содержания охранной зоны музея-усадьбы "Архангельское" установлен постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18 "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района".
Судами было установлено, что орган местного самоуправления - администрация, распорядился земельным участком, относящимся к федеральной собственности, не имея на это соответствующих полномочий.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у администрации полномочий по распоряжению спорным земельным участком, путем предоставления его в аренду обществу по договору от 12.12.2007 N 453, в связи с чем данный договор аренды земельного участка является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 ГК РФ.
Требование заявителя об обязании Управления погасить запись в ЕГРП от 25.12.2007 N 50-50-11/068/2007-271 об ограничении (обременении) права на спорный земельный участок мотивировано тем, что спорные права аренды зарегистрированы на основании договора аренды от 12.12.2007 N 453, который является ничтожной сделкой.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, запись в ЕГРП от 25.12.2007 N 50-50-11/068/2007-271 об ограничении (обременении) права на земельный участок с кадастровым номером N 50:11:0050602:008, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Воронки, сделанная на основании оспариваемого договора, ничтожность которого установлена судами, не имеет под собой правовых оснований и подлежит погашению.
Доводы кассационной жалобы, фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2010 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2010 г. по делу N А41-39938/09 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Э.Г. Хомяков |
Судьи |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.