г. Москва |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А41-21495/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Зверевой Е.А., Денисовой Н.Д.
при участии в заседании:
от истца - никто не явился, извещен;
от ответчика - никто не явился, извещен;
от третьих лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 19 февраля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области
на решение от 30.08.2012
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Нечаевой С.В.,
по иску Администрации Одинцовского района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского района Московской области
к Территориальному управлению Росимущества в Московской области
о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Соловьев В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района обратились с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с требованием о признании отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041724:70, общей площадью 1.200 кв.м. местоположение: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, деревня Марьино, участок N 19/1а, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Соловьев Виктор Алексеевич.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 августа 2012 года было признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041724:70, общей площадью 1.200 кв.м., местоположение: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, деревня Марьино, участок N 19/1а, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 84-90).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 года апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Московской области была возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу (л.д. 91-92).
Не согласившись решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемое решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Постановлением Главы Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 16.04.2009 г. N 884 (л.д. 18) Соловьеву В.А. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041724:70, общей площадью 1 200 кв.м., местоположение: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, деревня Марьино, участок N19/1а, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. На основании вышеуказанного Постановления 18 мая 2009 года между Комитетом по управлению имуществом Администрации Одницовского муниципального района Московской области и Соловьевым Виктором Алексеевичем был заключен Договор N 2559 аренды земельного участка. На момент заключения договора земельный участок имел условный (кадастровый) номер 50:20:0041724:70. Срок действия вышеуказанного Договора аренды был установлен - 5 лет, с 18 мая 2009 года до 17 мая 2014 года. Договор аренды земельного участка N2559 от 18 мая 2009 года был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном законом порядке, о чем 15 июля 2009 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N50-50-20/079/2009-265
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", с 1 июля 2006 года, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, изъяты у органов местного самоуправления поселений и предоставлены органам местного самоуправления муниципальный районов и городских округов. Учитывая то обстоятельство, что спорный земельный участок расположен на территории Одинцовского муниципального района, то все полномочия по распоряжению указанным земельным участком в настоящее время принадлежат Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. Вместе с тем, согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 января 2012 года N 96/006/2012-059, в качестве правообладателя спорного земельного участка, вид права - собственность, указана Российская Федерация.
Истец, считая, что право собственности на земельные участки было зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящими требованиями, которые были удовлетворены, что подтверждается решением по делу.
В соответствии с п. 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В пункте 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
В ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006 года) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ, основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю. При этом основания для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, были перечислены в статье 3 данного Федерального закона.
Судом было установлено, что спорный земельный участок, предоставленный в аренду Соловьеву Виктору Алексеевичу, не соответствовал ни одному из критериев, перечисленных в статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ. Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорный земельный участок в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении данного земельного участка к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". При этом в отношении спорного земельного участка соответствующие федеральные законы не принимались и данный земельный участок Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в свою собственность не приобретался. Следовательно, земельный участок находился в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
Таким образом, запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок была произведена в нарушение действующего законодательства, а именно пункта 1 статьи 17, статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 17 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
Кроме того, регистрация права собственности Российской Федерации была произведена в отсутствие заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти, то есть с нарушением ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В силу п. 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России. В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у Администрации Одинцовского муниципального района и Комитета по управлению муниципальным имуществом отсутствует право распоряжения им, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельного участка, а также право на получение арендной платы.
Поэтому наличие записи в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права Администрации Одинцовского муниципального района и Комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района Московской области на распоряжение данным земельным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за использованием арендованного земельного участка, а также право на получение арендной платы.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и то же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.08.2012 по делу N А41-21495/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В силу п. 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России. В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
...
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и то же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2013 г. N Ф05-224/13 по делу N А41-21495/2012