г. Москва |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А41-19774/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р. Р.,
судей Кузнецова А. М., Туболец И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ГУП "Производственное-Энергетическое объединение "Байконурэнерго" - Пешехонов И.Н., доверенность от 13 февраля 2013 года; Бордычевский А.И., доверенность от 6 февраля 2013 года; Гущина Е.Б., доверенность от 25 мая 2012 года N 3477;
от заинтересованного лица: Региональная энергетическая комиссия г.Байконур - Качур Н.Ю., доверенность от 18 декабря 2012 года; Ситникова В.В., доверенность от 7 февраля 2013 года;
от третьего лица: Федеральная служба по тарифам - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 19 февраля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Региональной энергетической комиссии города Байконур (РЭК г. Байконур)
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30 ноября 2012 года,
принятое судьей Востоковой Е.А., Кудрявцевой Е.И., Соловьевым Е.А.,
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Производственно-Энергетическое объединение "Байконурэнерго" (ИНН:9901000235)
о признании недействующими:
- Постановления Региональной энергетической комиссии г. Байконур от 29 ноября 2011 г. N П-05/эк "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур потребителям города Байконур";
- Постановления Региональной энергетической комиссии г. Байконур от 29 декабря 2011 г. N П-16/эк "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур";
- Постановление Региональной энергетической комиссии г. Байконур от 29 декабря 2011 г. N П-17/эк "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур потребителям города Байконур";
третье лицо - Федеральная служба по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Производственно-Энергетическое объединение "Байконурэнерго" г. Байконур (далее - ГУП "ПЭО "Байконурэнерго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействующими - Постановления Региональной энергетической комиссии г. Байконур (далее - РЭК г. Байконур) от 29 ноября 2011 г. N П-05/эк "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур потребителям города Байконур"; - Постановления Региональной энергетической комиссии г. Байконур от 29 декабря 2011 г. N П-16/эк "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур"; Постановление Региональной энергетической комиссии г. Байконур от 29 декабря 2011 г. N П-17/эк "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур потребителям города Байконур".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Региональная энергетическая комиссия г. Байконур (далее - РЭК г. Байконур) обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы судом выводы суда о том, что при расчете тарифов была принята разная, плановая цена за тонну топлива на 2012 год, одна для затрат на производство тепловой энергии, другая для затрат на производство электрической энергии не соответствуют обстоятельствам дела. Судом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно суд посчитал несостоятельными довод РЭК о том, что она вынуждена была не принимать при определении необходимой валовой выручки для расчета тарифов стоимость топлива по государственному контракту, поскольку была ограничена предельными уровнями цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, установленными приказами ФСТ России на 2012 год. Кроме того, как полагает заявитель, суд посчитал не подтвержденным материалами дела факт того, что ФСТ России рассматривала направленные РЭК предложения с обоснованием расходов на топливо исходя из цены топлива по государственному контракту N 123 от 07 декабря 2010 года, и в результате не был учтен рост расходов на топливо в полном объеме, так как какие-либо документы, отражающие рассмотрение ФСТ России этого вопроса и его результат, РЭК не представлены. Вывод суда о том, что факт убытков ГУП ПЭО "Байконурэнерго", сделанный исходя из таблицы "Сравнительные показатели по затратам на топливо за 12 месяцев 2012 года нарастающим итогом" по расчетам ГУП ПЭО "Байконурэнерго" на 31 декабря 2012 года убыток предприятия по статье затрат на топливо на производство электрической и тепловой энергии составит 151 539,236 тыс. руб., не соответствует фактическим обстоятельствам по делу. Расчет составлен без учета выделенных в 2012 году бюджетных средств на закупку топлива, а также в силу отсутствия финансового результата ГУП ПЭО "Байконурэнерго" по итогам периода регулирования 2012 года, который может быть подтвержден только годовой бухгалтерской отчетностью в сроки, определенные статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ (ред. от 28 ноября 2011 года) "О бухгалтерском учете". Судом, по мнению заявителя, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель РЭК г. Байконур поддержал доводы и требования жалобы.
Представители ГУП "ПЭО "Байконурэнерго", в судебном заседании и представленном отзыве, возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность вынесенного судебного акта.
Федеральная служба по тарифам, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направила.
Федерального арбитражного суда Московского округа, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и возражения, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, постановлением РЭК г. Байконур от 29 ноября 2011 года N П-05/эк "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ПЭО "Байконурэнерго", постановлением РЭК г. Байконур от 29 декабря 2011 г. N П-16/эк "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур" г. Байконур потребителям города Байконур", постановлением РЭК г. Байконур от 29 декабря 2011 г. N П-17/эк "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур потребителям города Байконур" были установлены тарифы на тепловую энергию согласно таблице N П 1.11 "Расчет затрат на топливо для выработки электрической и тепловой энергии" (с. 47 заключения от 25 ноября 2011 года). Для расчетов тарифов принята цена топлива - 9140,70 руб. за тонну без учета НДС (графа 10), количество топлива -83 247 тонн, стоимость 760 932,20 тыс. руб., в том числе электроэнергия - 141182,02 тыс. руб., теплоэнергия - 619 750,19 тыс. руб.
Текст постановления от 29 ноября 2011 г. N П-05/эк опубликован в газете "Байконур" 09 декабря 2011 г. N 49 (775), текст постановлений от 29 декабря 2011 г. N П-16/эк и N П-17/эк опубликован в газете "Байконур" 20 января 2012 г. N 3 (781).
Полагая, что утвержденные оспариваемыми постановлениями тарифы являются экономически необоснованными и не соответствуют положениям пунктов 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями), подпункта 2 пункта 1 статьи 7, подпункта 1 пункта 1, пункта 2 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 15, 16, 17, 18, 19, 22, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и пунктам 21, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", подпункта 3 пункта 2 статьи 253, пункта 1 статьи 256 НК РФ, имеющим большую юридическую силу, ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований указано, что при установлении оспариваемых тарифов РЭК г. Байконур занизила расходы предприятия на топливо на технологические цели на сумму 81 989,12 тыс. руб., не правильно определив цену на топливо. руководствовалась двумя заключениями экспертной комиссии: заключением экспертной группы по вопросу установления тарифов на тепловую энергию, производимую ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" в 2012 году(предварительная составная часть общего экспертного заключения) от 25 ноября 2011 года и заключением экспертной группы по вопросу установления тарифов на тепловую и электрическую энергию, а также величины размера платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" на 2012 год от 29 декабря 2011 года.
Осуществляя проверку законности оспариваемых постановлений РЭК г. Байконур, суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями пунктов 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями), подпункта 2 пункта 1 статьи 7, подпункта 1 пункта 1, пункта 2 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 15, 16, 17, 18, 19, 22, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и пунктам 21, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу о том, плановая цена топлива на 2012 год, принятая РЭК при установлении тарифов, занижена и экономически не обоснована, а объем планируемых расходов на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, - необоснованным.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике установлены статьей 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ( далее по тексту - Закон об электроэнергетике)...
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Пункт 1 статьи 23 Закон об электроэнергетике устанавливает, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ( далее по тексту - Закон о теплоснабжении) в силу статьи 9 которого определены методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
В процессе регулирования тарифов в сфере теплоснабжения может использоваться один из методов регулирования. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. В случае выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала или отказа от применения этого метода соответствующее решение органа регулирования согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Порядок определения цены при учете расходов предприятия, включаемых в необходимую валовую выручку для расчета тарифов, определен пунктами 22 и 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно подпункту 2 пункта 22 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 данного документа.
Статья 36 Основ ценообразования устанавливает, что при определении расходов, указанных в пунктах 22-26 и 29 настоящего документа, регулирующие органы используют: регулируемые государством тарифы (цены); цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Зависимость цены топлива, используемой при расчете тарифов, от установленных предельных уровней тарифов нормативными актами не предусмотрена.
Суд, проанализировав расчеты экспертной комиссии, установил тот факт, что при расчете тарифов использовалась различная плановая цена за тонну мазута при определении затрат на топливо на 2012 год: одна - для затрат на производство тепловой энергии, другая - для затрат на производство электрической энергии.
Примененный РЭК г. Байконур расчетный метод определения стоимости топлива, исходя из планового объема топлива предприятия и стоимости топлива по договору на оказание услуг по созданию гарантированного резерва мощности в 2010 г. - 8 100 руб. за тонну без НДС, с применением индекса инфляции за 2010 г. (8,8%) и предполагаемой величины инфляции 2011 г. (6,02%), не предусмотрен Основами ценообразования и противоречит пункту 36 Основ ценообразования, устанавливающему ограниченный перечень методов определения цены при расчете расходов, включаемых в необходимую валовую выручку для установления тарифов.
Доказательств обоснованности примененной для расчетов тарифа цены топлива РЭК г. Байконур не представлено.
Судом сделан правильный вывод о том, что плановая цена топлива на 2012 год, принятая РЭК при установлении тарифов, занижен и экономически не обоснован, а объем планируемых расходов на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, также не обоснован. Согласно представленным заявителем "Сравнительные показатели по затратам на топливо за 12 месяцев 2012 года нарастающим итогом", подготовленной ГУП ПЭО "Байконурэнерго", фактические затраты предприятия на топливо за январь-октябрь 2012 года составили 58 648,385 тонн на сумму 663 081,513 тыс. руб. против запланированных 59 514,000 тонн на сумму 556 068,167 тыс. руб. При этом даже при экономии топлива в натуральном выражении на 865,642 тонны, предприятие имеет убыток по данной статье затрат на сумму 107 013,346 тыс. руб.
Соответственно является правильным вывод суда о том, что при определении размера необходимой валовой выручки для установления тарифов РЭК г. Байконур нарушила принцип экономической обоснованности расходов и принцип определения цены при учете расходов предприятия, поскольку приняла для расчетов необоснованную цену топлива.
Довод кассационной жалобы о недоказанности убытков является несостоятельным, так как расчет составлен без учета выделенных в 2012 году бюджетных средств на закупку топлива, а также в силу отсутствия финансового результата ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" по итогам 2012 года. Кроме того, ссылаясь на пункт 10 Основ ценообразования РЭК г. Байконур считает, что незапланированные расходы, не учтенные при установлении тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию в течение расчетного периода регулирования, учитываются регулирующим органом при установлении регулируемых тарифов на последующий период регулирования.
Наличие у ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" убытков на момент рассмотрения дела подтверждено материалами дела.
ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" был произведен расчет убытков, которые образовались у предприятия за 9 месяцев 2012 г. и образуются по итогам 2012 г., в частности, вследствие занижения РЭК запланированных цен на топливо на технологические цели.
Расчеты произведены на основании данных о поставках и списании мазута: справке "Факт поставки и списания мазута за 2012 год (без НДС)", справке о расходах условного топлива и его процентная разбивка за 2012 год, справке об объемах реализации тепловой энергии потребителям города Байконур за 9 месяцев 2012 года, отчетных калькуляциях.
Всего убыток по топливу за 9 месяцев 2012 года составил 107 927 946 руб., в том числе убыток: по топливу, приходящийся на выработку тепловой энергии населению, -71 597 994 руб., убыток по топливу, приходящийся на выработку тепловой энергии прочим потребителям и выработку электрической энергии для всех категорий потребителей, - 36 329 952 руб.
Что касается выделения из бюджета города Байконур средств на закупку топлива, необходимо отметить следующее.
ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предоставляются из бюджета г. Байконур субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием населению города Байконур услуг горячего водоснабжения и отопления по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Это вызвано тем, что население оплачивает услуги горячего водоснабжения и отопления по ценам, которые ниже фактической стоимости данных услуг.
Согласно пункта 1.3 Порядка предоставления субсидии из бюджета города Байконур в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием населению города Байконур услуг горячего водоснабжения и отопления по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (Приложение N 6 к Постановлению Главы администрации города Байконур от 24 января 2012 года N 07), субсидия предоставляется в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием населению города Байконур услуг горячего водоснабжения и отопления по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек на приобретение и доставку мазута топочного, приобретаемого для обеспечения населения города Байконур тепловой энергией.
В случае выявления фактов нецелевого использования субсидии получатель субсидии возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Байконур (пункт 3.2 Положения).
Вне зависимости от размера субсидии она не может быть источником приобретения мазута топочного для выработки тепловой энергии бюджетным и прочим потребителям, а также выработки электрической энергии для всех групп потребителей и может быть использована только на покрытие расходов на приобретение топлива для выработки тепловой энергии для населения.
Недополученные доходы от оказания услуг электроснабжения, горячего водоснабжения и отопления другим потребителям по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, предприятию из бюджета не возмещаются, как и не могут быть покрыты убытки предприятия за счет бюджетных средств, выделяемых на закупку топлива для населения.
Несостоятельным доводы РЭК г. Байконур о неправильном применении пункта 9 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109, которым установлено, что если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).
Доводы РЭК г. Байконур о том, что если предприятие имеет доходы от иных видов деятельности, то они должны быть использованы в качестве источника финансирования затрат по регулируемым видам деятельности, то есть, данные доходы "не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен)", со ссылкой на пункты 18 и 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06 августа 2004 г. N 20-э/2, несостоятельны.
Положения пунктов 18 и 19 Методических указаний дословно воспроизводят нормы пунктов 7 и 9 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ.
Согласно данным положениям, при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного периода регулирования, на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный период регулирования.
Если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).
Деятельность по оказанию услуг по поддержанию гарантированного резерва мощности электроэнергии при подготовке к пускам космических аппаратов и ракет-носителей, от которой получены доходы предприятием, не регулируется государством путем установления цен (тарифов), что не отрицает РЭК г. Байконур; расходы и (или) доходы от этой деятельности в расчеты тарифов ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур не были включены. Доказательства обратного отсутствуют.
Таким образом, правовые нормы, на которые ссылается РЭК г. Байконур, не предоставляют регулирующему органу право уменьшать необходимую налоговую выручку для расчета тарифов на сумму доходов, по выражению РЭК, излишне полученных от видов деятельности, не имеющих отношения к устанавливаемым тарифам.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, судом сделан правильный вывод о необоснованном исключении из необходимой валовой выручки при расчете тарифов на тепловую и электрическую энергию, а также на услуги по передаче электрической энергии РЭК г. Байконур сумму 18 953,99 тыс. руб. как двойной доход предприятия. Как установлено судом, сумма 18 953,99 тыс. руб. представляет собой размер учтенных предприятием при расчете тарифов амортизационных отчислений на основные средства, полученные от учредителя.
РЭК необоснованно считает, что включая в расчеты тарифов на электрическую и тепловую энергию амортизацию всех основных средств, в том числе безвозмездно полученных от учредителей, предприятие получает доходы дважды: от потребителей в виде амортизационных отчислений в составе тарифов и от учредителя в виде безвозмездно полученных основных средств, которые являются прочим доходом (строка 090 отчета о прибылях и убытках) и в размере ежегодной амортизации становятся дополнительной прибылью предприятия.
В результате сумма амортизационных отчислений основных средств, полученных от учредителя, в размере 18 953,99 руб. исключена из состава тарифов как дважды полученный доход.
Требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету: Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н, п. 29, и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина N 94н от 31 октября 2004 г., счет 98, - предусмотрено, что при начислении амортизации основных средств, полученных от собственника, и включенных в себестоимость продукции, на эту же сумму увеличивается доход предприятия для того, чтобы предприятие не получало необоснованной экономической выгоды, поскольку основные средства не оплачены предприятием.
Если предприятие в составе выручки не получит сумму дохода в виде амортизации основных средств, предприятие получит двойной убыток на эту сумму, поскольку обязано начислить доход на эти суммы.
Суд, проанализировав представленные ГУП ПЭО "Байконурэнерго" доказательства (Отчет о прибылях и убытках за 2010 г., журнал-ордер по счету 02 по субконто Программы финансирования за 2010 г.), установил, что предприятие не получает доход дважды, поскольку данные суммы амортизационных отчислений включены и в доходы, и в расходы.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка предоставления субсидии из бюджета города Байконур в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием населению города Байконур услуг горячего водоснабжения и отопления по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (Приложение N 6 к Постановлению Главы администрации города Байконур от 24 января 2012 года N 07), размер субсидии определяется по соответствующей формуле и зависит от объема реализованной тепловой энергии населению, но не выше средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Байконур.
Решение о предоставлении субсидии или о корректировке расчетного размера субсидии принимается исходя из фактических показателей прошлых периодов, отраженных в отчетах получателя субсидии (п. 2.2, 2.7, 2.8 Порядка).
О предоставлении субсидии заключается соглашение. Предприятием заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 24 января 2012 г. N 02/04 и последующие дополнительные соглашения к нему N 1 от 29 февраля 2012 г., N 2 от 04 мая 2012 г., N 3 от 06 июня 2012 г., N 4 от 20 июля 2012 г., N 5 от 03 августа 2012 г. Общая сумма субсидии составила 600 000 000 руб.
В случае выявления фактов нецелевого использования субсидии получатель субсидии возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Байконур (пункт 3.2 Порядка).
По доводу жалобы о праве РЭК г. Байконур обратиться в ФСТ России за согласованием тарифов на уровне выше установленного максимального.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" и пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об утверждении им тарифов на тепловую энергию (мощность), установленных на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных данными федеральными законами, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в данной сфере. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения указанного решения осуществляется не позднее чем в течение тридцати календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Кроме того, пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, установленного настоящим Федеральным законом, либо эти цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) не приведены в соответствие с предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, на территории субъекта Российской Федерации до момента установления цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежит применению установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей с учетом особенностей ценообразования в отношении электрической энергии (мощности), потребляемой населением и приравненными к нему категориями потребителей.
Во исполнение требований данных положений законов ФСТ России издан приказ от 07 декабря 2004 г. N 236-э "Об утверждении порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов".
Указанный приказ определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с согласованием решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с настоящим приказом, основанием для рассмотрения такого вопроса является официальное заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, направленное в Федеральную службу по тарифам.
Таким образом, если бы РЭК г. Байконур учла предложенные ГУП ПЭО "Байконурэнерго" обоснованные и законные расходы, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, учитываемые при расчете тарифов на тепловую и электрическую энергию, а также услуги по передаче электрической энергии, она имела возможность обратиться в ФСТ России с официальным заявлением об установлении для ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур тарифов на уровне, выше установленного максимального тарифа. Однако доказательства данного обращения в ФСТ России представлено не было. Ссылка РЭК г. Байконур на представление предложений ГУП ПЭО "Байконурэнерго" в общем порядке для установления предельных уровней тарифов.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, которые были предметом рассмотрения суда, что нашло свое отражение в судебном акте. Иная оценка установленных арбитражным судом фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2012 года по делу N А41-19774/12 оставить без изменения, кассационную жалобу РЭК г. Байконур - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р.Латыпова |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.