г. Москва |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А41-29109/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 14.03.2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.,
судей Петровой В.В., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца - никто не явился, извещен;
от ответчика - Старчикова Н.П., доверенность N 04-09/21290 от 09.01.2013 года;
рассмотрев 11 марта 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Московской области
на постановление от 04 декабря 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями - Мальцевым С.В., Исаевой Э.Р., Мизяк В.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Воеводина П.А.
к МИ ФНС России N 2 по Московской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Воеводин Павел Анатольевич (ИП Воеводин П.А.) обратился с заявлением, в котором просил: признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Московской области (МРИ ФНС России N 2 по Московской области), выразившееся в не совершении действий по регистрации изменений данных об индивидуальном предпринимателе, а также обязать МРИ ФНС России N 2 по Московской области не позднее 10 дней с момента вступления в силу решения суда совершить действия по регистрации изменений данных об индивидуальном предпринимателе - сведения о данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, и направить в адрес ИП Воеводина П.А. свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2012 года в удовлетворении заявления было отказано (л.д. 42-43).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2012 года было отменено и принято новое решение, которым суд признал незаконным бездействие Межрайонной ИФНС N 2 по Московской области, выразившееся в не совершении действий по регистрации изменений данных об индивидуальном предпринимателе, а также обязал Межрайонную ИФНС N 2 по Московской области не позднее 10 дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу совершить действия по регистрации изменений, данных об индивидуальном предпринимателе - сведения о данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, и направить в адрес ИП Воеводина П.А., свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 70-73).
Не согласившись с принятым постановлением, налоговая инспекция обратись с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение. В обоснование кассационной жалобы заявитель сослался на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение судом существенных обстоятельств по делу и на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Представитель заявителя в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, Воеводин П.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Московской областной регистрационной палатой 22 октября 2002 года N 50:45:04511/0 (выписка из ЕГРИП N 305 от 06.06.20012 - л.д. 13-17). 12 августа 2004 года в ЕГРИП была внесена запись об ИП Воеводине П.А., зарегистрированном до 01 января 2004 года, за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304501822400036, что подтверждается свидетельством серии 50 N 012806996 (л.д. 12). 25 апреля 2012 года ИП Воеводин П.А. обратился в МРИ ФНС России N 2 по Московской области с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП (форма N Р24001) (л.д. 30-33).
МРИ ФНС России N 2 по Московской области 03 мая 2012 года принято решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 7-8). Данное решение мотивировано тем, что в представленном заявлении пункты 1.4 и 1.5 заполнены не в соответствии со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р67001), что противоречит Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденным Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@. Не согласившись с решением налогового органа, ИП Воеводин П.А. обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в признании решения налогового органа незаконным, пришел к выводу о правомерности оснований отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя по мотиву неправильного заполнения пунктов 1.4 и 1.5 заявления.
Как правомерно указано судом апелляционной инстанции, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в статье 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, законом не предусмотрено. При этом порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, установлен в статье 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе.
Согласно пункту 2 статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представление документов для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, утвержденными Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, пункты 1.4, 1.5 заполняются в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р61001) (для индивидуального предпринимателя, зарегистрированного после 1 января 2004 года) или Свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. (форма N Р67001).
Как следует из материалов дела, ИП Воеводин П.А. в пункте 1.5 заявления в качестве даты регистрации указал 22 октября 2002 года, что соответствует сведениям, содержащимся в свидетельстве формы N Р67001 о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года. В пункте 1.4. заявления заявителем указан ОГРНИП 304501822400036, что также соответствует данным вышеуказанного свидетельства.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что заявителем для регистрации изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, были представлены все необходимые документы, согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При изложенных обстоятельствах поданное в налоговый орган заявление с приложенными к нему документами является основанием для проведения государственной регистрации соответствующих изменений.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2012 года по делу N А41-29109/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу МИ ФНС России N 2 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.