г. Москва |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А40-64057/12-149-584 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Борзыкина М.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Московское специализированное предприятие по ремонту, модернизации, монтажу и наладке энергетического оборудования электростанций "МОСЭНЕРГОРЕМОНТ" Быков Д.Б., доверенность от 07.03.2013,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы Данилова О.В., доверенность от 24.12.2012 N 33-И-7683/12,
от Департамента имущества города Москвы Митяева М.Д., доверенность от 29.12.2012 N 1036-д,
от Префектуры Южного административного округа города Москвы не явился, уведолмен,
рассмотрев 05 марта 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 07 сентября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление от 28 ноября 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по делу N А40-64057/12-149-584
по заявлению открытого акционерного общества "Московское специализированное предприятие по ремонту, модернизации, монтажу и наладке энергетического оборудования электростанций "МОСЭНЕРГОРЕМОНТ" (ОГРН.1027700010150)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
об оспаривании решения
третьи лица: Департамент имущества города Москвы, Префектура Южного административного округа города Москвы.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Московское специализированное предприятие по ремонту, модернизации, монтажу и наладке энергетического оборудования электростанций" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент, государственный орган, ДЗР) об отказе в подготовке и выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: ул. Судостроительная, владение 18, корпус 41 на кадастровой карте (плане) территории и обязании подготовить и выдать заявителю распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 14 392 кв.м. по адресу: ул. Судостроительная, владение 18, корпус 41 на кадастровой карте (плане) территории.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Департамент имущества города Москвы и Префектура ЮАО г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, требования общества удовлетворены.
Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неприменение судами закона, подлежащего применению.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ДЗР доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Департамент имущества города Москвы и Префектура ЮАО г. Москвы своих представителей в суд не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Обсудив доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено, что общество является собственником объекта незавершенного строительства площадью 13 670 кв. м., что подтверждается свидетельством от 13.03.2012 N 19/999/2012-4114, и забора железобетонного протяженностью 639 метров, что подтверждается свидетельство от 13.03.2012 N 9/999/2012-4116.
Указанные объекты расположены по адресу: г. Москва, ул. Судостроительная, вл. 18, кор. 41.
В целях оформления земельно-правовых отношений, 19.03.2012 общество обратилось в ДЗР с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по указанному адресу.
Государственный орган отказал обществу в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, сославшись на Постановление правительства Москвы от 26.07.2005 N 547-ПП "О проектировании и строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: ул. Судостроительная, вл. 18, корп. 41 (ЮАО)", согласно которому на данном участке в 2005-2011 предусмотрено проектирование и строительство нового физкультурно-оздоровительного комплекса с разработкой конструкций незавершенного строительством физкультурно-оздоровительного комплекса, а также размещение детского сада на 220 мест.
Признавая отказ Департамента в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка недействительным, суды правильно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы (далее - установленная сфера деятельности), функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 5.5 Положения Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, полномочия по утверждению схем расположения земельных участков возложены на Департамент нормативными актами.
Возможность приобретения права на земельные участки, находящиеся у граждан и юридических лиц, в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также здания, строения, сооружения, расположенные на этих земельных участках, предусмотрена пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
При этом положениями статьи 29, пункта 7 статьи 36 ЗК РФ определен порядок утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, в целях последующего оформления кадастрового паспорта этого участка.
В соответствии с положениями Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Как установлено судами, общество обратилось с заявлением об утверждении схемы земельного участка в период действия Постановления Правительства Москвы от 26.07.2005 N 547-ПП "О проектировании и строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: ул. Судостроительная, вл. 18, корп. 41 (ЮАО)".
Одновременно обществом представлены документы, подтверждающие его право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, а именно, свидетельства о государственной регистрации права.
При этом право собственности на указанные объекты возникло у заявителя на основании Плана приватизации от 07.07.1993 и до настоящего времени это право в судебном порядке не оспорено.
С учетом изложенного, заявитель представил все необходимые документы для оформления распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), правовых оснований для отказа в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) у Департамента в данном случае не имелось.
Департамент ссылается на решение Градостроительно-земельной комиссии от 04.07.2012, в соответствии с которым на указанном земельном участке также планируется размещение дошкольного учреждения за счет внебюджетных средств, что, по его мнению, является основанием для отказа заявителю в его требованиях.
Между тем указанный довод не может быть положен в основу отказа в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку заявитель наделен правом получения данной схемы в силу положений статьи 36 ЗК РФ, ввиду наличия не оспоренного права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на данном участке.
При этом нормы Земельного кодекса имеют приоритетное значение перед нормативными актами госорганов и федеральным законом, на которые ссылается Департамент.
Более того, как правильно указали суды обеих инстанций, решение Градостроительно-земельной комиссии, на которое ссылается Департамент, не подтверждает резервирование спорного земельного участка, поскольку оно принято после обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим требованием.
Довод Департамента о том, что на спорном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта, что в силу пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" является правомерным основанием для отказа в продаже этого земельного участка, правомерно отклонен судами, поскольку направлен на иной предмет доказывания, не рассматриваемый в рамках настоящего дела, что является недопустимым в силу Арбитражного процессуального законодательства.
Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, а не оспаривания отказа госоргана в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, как в рамках настоящего дела.
Довод кассационной жалобы о том, что конечной целью оформления плана границ участка будет именно последующее предъявление права на выкуп этого участка, что сделает возможным применение пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", подлежит отклонению, так как носит предположительный характер и не подтвержден доказательствами.
Ссылка Департамента на несоответствие площади спорного земельного участка, схему расположения которого надлежит утвердить, данным свидетельства о праве собственности незавершенного объекта строительства, расположенного на этом участке, несостоятельна, поскольку на участке расположено два объекта недвижимости, которые в своей совокупности и образуют спорную площадь земельного участка.
Ссылка Департамента на данные БТИ, полученные из ИС РЕОН, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП об отсутствии каких-либо строений на запрашиваемом земельном участке подлежит отклонению, поскольку отсутствие в БТИ сведений об объекте незавершенного строительства, не свидетельствует о том, что строительство этого объекта по указанному адресу не ведется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Постановлением" имеется в виду "Распоряжением"
Между тем факт наличия объекта незавершенного строительства на спорном участке подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о праве собственности на данные объекты, полученными в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суды правомерно обязали Департамент земельных ресурсов города Москвы подготовит и выдать заявителю распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 14 392 кв. м по адресу: ул. Судостроительная, владение 18, корпус 41 на кадастровой карте (плане) территории.
Обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных решения и постановления, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2012 года по делу N А40-64057/12-149-584 оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.