г. Москва |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А40-132833/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Дудкиной О.В.
при участии:
от заявителя Щербина М.Ю., дов. от 16.12.2013
от заинтересованного лица Шимкус М.А., дов. от 04.08.2014 N ИА/31139/14
рассмотрев 11 сентября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Акваресурс-ДВ" - третьего лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 21 февраля 2014 года,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 06 июня 2014 года,
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Каменецким Д.В.
по делу N А40-132833/2013
по заявлению Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы
третьи лица открытое акционерное общество "Преображенская база тралового флота", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Акваресурс-ДВ", общество с ограниченной ответственностью "Тайфун",
УСТАНОВИЛ:
Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 06.08.2013 по делу N 1-15-64/00-04-13 (от 06.08.2013 N КА/30565/13).
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Преображенская база тралового флота" (далее - ОАО "Преображенская база тралового флота"), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - министерство), общество с ограниченной ответственностью "Акваресурс-ДВ" (далее - ООО "Акваресурс-ДВ"), общество с ограниченной ответственностью "Тайфун" (далее - ООО "Тайфун").
Решением названного арбитражного суда от 21.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Акваресурс-ДВ" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом утверждало о незаконном характере оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ООО "Акваресурс-ДВ" поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ФАС России возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 21.08.2014 на официальном сайте суда в сети Интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как установили суды двух инстанций, ОАО "Преображенская база тралового флота" обратилось в ФАС России с жалобой на действия управления, допущенные при организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) крабов в Приморском крае.
Решением от 06.08.2013 по делу N 1-15-64/00-04-13 (от 06.08.2013 N КА/30565/13) ФАС России признала в действиях управления нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). По мнению антимонопольного органа нарушение выразилось в издании приказа от 26.09.2012 N 314-П, утверждающего документацию об аукционе и извещение, на основании которого аукцион по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов - краба волосатого четырехугольного проведен по части 4 статьи 57 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) с установлением не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, ограничивающих допуск на аукцион лиц, не осуществлявших рыболовство на основании договоров, заключенных с научными организациями, и действовавших до 31.12.2008, которые привели к сокращению хозяйствующих субъектов, имевших возможность побороться на аукционе за право на осуществление деятельности на рынке добычи (вылова) водного биоресурса - краба волосатого четырехугольного, и могли привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять деятельность на рынке добычи (вылова) водного биоресурса - краба волосатого четырехугольного.
На основании указанного решения ФАС России выдала управлению предписание, обязав отменить приказ от 26.09.2012 N 314-П "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов краба синего в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) для осуществления прибрежного рыболовства лицами, добывавшими (вылавливавшими) до 31.12.2008 краба волосатого четырехугольного на территории Российской Федерации в подзоне Приморье на основании договоров, заключенных с научными организациями", а также совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, не издавать приказы, утверждающие документацию и извещения об аукционах, содержащие требования к участникам о предоставлении сведений о реквизитах договоров лицами (заявителями), добывавшими (вылавливавшими) водные биологические ресурсы на территории Российской Федерации до 31.12.2008 на основании соответствующих договоров, заключенных с научными организациями и действовавших до 31.12.2008.
Управление оспорило в судебном порядке решение и предписание ФАС России.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций не усмотрели оснований для признания оспариваемых ненормативных актов незаконными.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как установили суды, 09.11.2012 управление провело аукцион по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов краба волосатого четырехугольного в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) для осуществления прибрежного рыболовства лицами, добывавшими (вылавливавшими) до 31.12.2008 краба волосатого четырехугольного на территории Российской Федерации в подзоне Приморье на основании договоров, заключенных с научными организациями.
В аукционной документации указано, что лицо, желающее принять участие в аукционе, должно указать в своей заявке сведения о реквизитах договоров заявителя, добывавшего (вылавливавшего) краба волосатого четырехугольного на территории Российской Федерации в подзоне Приморье до 31.12.2008 на основании этих договоров, заключенных с научными организациями и действовавших до 31.12.2008. Несоответствие заявки требованиям аукционной документации исключает доступ заявителя к участию в аукционе (часть 10 аукционной документации).
Установление такого требования к участникам аукциона обосновано управлением ссылкой на положения части 4 статьи 57 Закона о рыболовстве.
Статьей 57 Закона о рыболовстве установлены особенности возникновения права на добычу (вылов) водных биоресурсов у лиц, осуществлявших рыболовство до 31 декабря 2008 года.
Частью 4 названной нормы предусмотрено, что заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе анадромных видов рыб в исключительной экономической зоне Российской Федерации, лицами, добывающими (вылавливающими) водные биоресурсы на основании договоров, заключенных с научными организациями, осуществляется по результатам аукционов, проводимых в соответствии со статьей 38 Закона о рыболовстве.
Суды отметили, что данная норма содержит самостоятельное основание для проведения аукциона и регламентирует его порядок лишь для соответствующей категории лиц - добывающих (вылавливающих) водные биоресурсы на основании договоров, заключенных с научными организациями.
В то же время судами установлено, что на момент проведения спорного аукциона в отношении краба волосатого четырехугольного в подзоне Приморье добыча не осуществлялась.
Порядок добычи (вылова) видов водных биоресурсов, в отношении которых ранее не осуществлялись промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство, урегулирован статьей 29 Закона о рыболовстве.
При этом названный порядок не содержит ограничений в отношении субъектного состава лиц, претендующих на участие в аукционе.
Таким образом, проведение аукциона в порядке части 4 статьи 57 Закона о рыболовстве применительно к обстоятельствам настоящего дела является свидетельством неверного выбора управлением основания проведения аукциона, способа распределения долей квот, что выразилось в необоснованном выставлении в аукционной документации требования к участникам о представлении сведений о реквизитах договоров заявителя, добывавшего (вылавливавшего) краба волосатого четырехугольного на территории Российской Федерации в подзоне Приморье до 31.12.2008 на основании этих договоров, заключенных с научными организациями и действовавших до 31.12.2008, и привело к сокращению хозяйствующих субъектов, имеющих право на приобретение права на заключение договора.
Данные обстоятельства правомерно расценены судами двух инстанций как подтверждение выявленного антимонопольным органом нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Указание в жалобе на то, что Росрыболовство самостоятельно определяет условия проведения аукциона, в связи с чем неправомерна ссылка судов на нормы статьи 29 Закона о рыболовстве и подпункт "и" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 602, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Суды с учетом названных норм и фактических обстоятельств дела установили факт неверного определения условий проведения аукциона.
Мнение ООО "Акваресурс-ДВ" о необходимости признания недействительным аукциона для последующей отмены приказа от 26.09.2012 N 314-П не свидетельствует о незаконности оспариваемого по делу предписания. Предписание выдано антимонопольным органом в пределах его компетенции и на основании вынесенного решения. Несоответствия предписания критерию исполнимости судами не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2014 года по делу N А40-132833/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акваресурс-ДВ" ? без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.