г. Москва |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А40-65503/12-130-619 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тетёркиной С. И.,
судей Жукова А. В., Шишовой О. А.,
при участии в заседании:
от ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области - Щербакова Г.Г., дов. от 24.12.12 N 210-4-8/16162
Судебный пристав-исполнитель Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г. Москве Гулиев М.М. - не явился
от ООО Агентство оценки и аудита" - не явился
рассмотрев 18 марта 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области, заявителя
на решение от 28.09.2012 г. Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьёй Андрияновой С.М.,
на постановление от 11.01.2013 г. Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поташовой Ж.В.,
по заявлению ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области, ОГРН 1027701022788
к судебному приставу-исполнителю Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП России по Москве Гулиеву М.М.
о признании незаконным постановления, обязании возбудить исполнительное производство,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и аудит",
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (далее - Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к судебному приставу-исполнителю Замоскворецкого районного отдела судебных приставов УФССП по Москве Гулиеву М.М. (далее-судебный пристав) о признании недействительным постановления N 3092/12/02/77 от 14.02.2012, обязании возбудить исполнительное производство на основании исполнительного документа - постановления N 08710990049266 от 03.02.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено ООО "Агентство оценки и аудита".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2013 решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Фонда, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Фонд ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что оспариваемое заявителем постановление не соответствует нормам Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку заявитель предоставил необходимую информацию относительно отсутствия денежных средств на счетах должника. Полагает, что обязанность по установлению наличия или отсутствия счетов страхователя - должника ООО "Агентство оценки и аудита", в банках и иных кредитных учреждениях, а также наличия либо отсутствия на них денежных средств лежит на судебном приставе-исполнителе.
Судебный пристав и третье лицо, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в порядке статей 156 и 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фондом в Замоскворецкий отдел судебных приставов УФССП по Москве для принудительного исполнения было направлено постановление N 08710990049266 от 03.02.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) - ООО "Агентство оценки и аудита".
Одновременно с постановлением в службу приставов направлены инкассовые поручения, выставленные Фондом к единственному известному расчетному счету плательщика страховых взносов, с отметками банка о помещении в картотеку в связи с отсутствием средств на счете.
14.02.2012 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление N 3092/12/02/77 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 21.07.1997 " Об исполнительном производстве".
Считая постановление незаконным и необоснованным, Фонд обратился в суд с вышеуказанным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды, руководствуясь положениями статей 18, 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статей 12, 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поддержали позицию судебного пристава о несоответствии постановления Фонда требованиям исполнительного документа.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ N 212) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 ФЗ N 212, путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах плательщика страховых взносах или при отсутствии информации о таковых, Фонд, в силу статей 19, 20 ФЗ N 212 вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов.
Для этого необходимо передать постановление о взыскании страховых взносов судебному приставу-исполнителю в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В силу названной нормы к постановлению о взыскании страховых взносов должны быть приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные счета и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований Фонда в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Если предъявленный к исполнению исполнительный документ не является исполнительным или не соответствует требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
По мнению судов, постановление не отвечает требованиям исполнительного документа, поскольку заявитель при передаче судебному приставу постановления о взыскании страховых взносов не представил документы, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
Между тем, суды не приняли во внимание следующее.
Согласно пунктам 14, 15 статьи 19 ФЗ N 212 при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, а также пени и штрафы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Исходя из взаимосвязанных положений ФЗ N 212 и Закона об исполнительном производстве, обязанность бесспорного взыскания денежных средств возложена на органы, осуществляющие контрольные функции, а судебные приставы-исполнители приступают к взысканию за счет иного имущества лишь при невозможности исполнить названную обязанность.
При этом обязанность доказывания невозможности бесспорного взыскания взносов (пеней, штрафов) лежит на контролирующем органе, а обязанность опровержения невозможности (при возникновении спора) - на сторонах арбитражного процесса - в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N ВАС-2553/10 обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место как в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника, так и при отсутствии информации об его счетах.
Таким образом, представление территориальными органами ПФР документов, подтверждающих невозможность бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у плательщика средств на счетах (закрытии счетов), свидетельствует о соответствии постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщиков взносов критериям исполнительного документа, приведенным в подпункте 5 пункта 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
С 01 января 2010 года, со вступлением в действие Закона о страховых взносах, обязанность сообщать Фонду об открытии (закрытии) расчетных счетов юридического лица возлагается на плательщиков взносов и банковские и иные кредитные учреждения (статьи 24, 28 Закона о страховых взносах).
Однако данных о том, что Фонд располагал сведениями об открытии должником иных счетов, кроме счета, к которому были предъявлены инкассовые поручения и по которому получена информация об отсутствии денежных средств и помещении инкассовых поручений в картотеку, материалы дела не содержат.
В силу статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подпункт "с" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающий отражение в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о банковских счетах юридических лиц, с 1 января 2011 года выписка из ЕГРЮЛ источником сведений о расчетных счетах юридического лица-плательщика взносов не является.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что Фондом не представлены доказательства, свидетельствующие об истребовании сведений о расчетных счетах должника из налогового органа, не основан на законе, поскольку Фондом соблюдены условия, позволяющие применить принудительное взыскание задолженности за счет имущества должника.
Таким образом, в данном случае Фондом доказаны обстоятельства невозможности бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия средств на известном Фонду счете, в то время как судебным приставом-исполнителем и судами указанные обстоятельства не опровергнуты.
Наличие у Фонда сведений об отсутствии средств на единственном известном ему счете должника позволяет ему на основании части 14 статьи 19 Закона о страховых взносах направить в службу судебных приставов постановление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов, и у судебного пристава-исполнителя в данном случае отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства не основан на законе, в связи с чем судебные акты, которыми данный отказ признан правомерным, подлежат отмене, а заявление Фонда - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2012 года и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2013 года по делу N А40-65503/12-130-619 отменить. Признать постановление судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Гулиева М.М. от 14.02.2012 N 3092/12/02/77 недействительным.
Обязать Замоскворецкий районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов возбудить исполнительное производство по постановлению от 03.02.2012 N 08710990049266 Государственного учреждения Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г.Москве и Московской области.
Председательствующий судья |
С.И.Тетёркина |
Судьи |
А.В.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.