г. Москва |
|
13 ноября 2010 г. |
Дело N А40-140189/09-145-401 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Минпромторг России - Носальская А.Н. - дов. от 20.10.2010 г. N ХВ-11445/14
от ответчика - Рособоронзаказ - Баранюк А.И. - дов. от 15.01.2010 г. N 45, Самохина И.В. - дов. от 11.01.2010 г. N 34
от третьего лица - ЗАО "ФПК Сырьевые ресурсы"; ОАО "НТЦ Росвзрывбезопасность"; ЗАО "Форпост Балтики плюс"; ООО НПП "СВТ"; ФГУП "ДВПО "Восход" - не явились (извещены надлежаще)
рассмотрев 11 ноября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу Минпромторга России
на решение от 19 апреля 2010 г. Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Петровским С.П.
на постановление от 13 июля 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Векличем Б.С., Якутовым Э.В.
по делу N А40-140189/09-145-401,
по заявлению Минпромторга России
к Рособоронзаказу
о признании недействительным предписания
третье лицо: ЗАО "ФПК Сырьевые ресурсы"; ОАО "НТЦ Росвзрывбезопасность"; ЗАО "Форпост Балтики плюс"; ООО НПП "СВТ"; ФГУП "ДВПО "Восход"
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными предписаний Федеральной службы по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ) N 3/4417 и 3/4418 от 06.08.2009 г. об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.04.2010 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Минпромторг России обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель Минпромторга России в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Рособоронзаказа против доводов жалобы возражали по основаниям, изложенным в судебных актах.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ч.3 ст.284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей данных лиц.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "ФПК "Сырьевые ресурсы" обратилось в Рособоронзаказ с жалобами на действия конкурсной комиссии Минпромторга России при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение работ: конкурс N 6 лот N 1 по утилизации артиллерийских снарядов (ВМФ) 106500 шт. и конкурс N 6 лот N 4 по утилизации противопехотных, противотанковых и противодесантных мин 101 844 шт. в рамках Федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010)".
По результатам проведенной проверки Рособоронзаказом 06.08.2009 г. вынесены предписания N 3/4417 и N 3/4418, согласно которым конкурсной комиссией Минпромторга России допущены нарушения п. 2 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно: в таблице оценки заявок на участие в конкурсе протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 17.07.2009 г. N 38оц/04-16 и N 38оц/01-16 по критериям оценки заявки ЗАО "ФПК "Сырьевые ресурсы" количество выполненных работ, аналогичных предмету конкурса и наличие штатных квалифицированных специалистов присвоено ноль баллов, что не соответствует значимости критериев оценки заявки участника размещения заказа, установленной конкурсной документацией.
Кроме того, в нарушение ч. 11 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе были размещены Минпромторгом России не в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола, а на следующий рабочий день после истечения установленного срока.
Не согласившись с вынесенными предписаниями, Минпромторг России обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды указали на то, что вынесенные Рособоронзаказом предписания соответствуют положениям действующего законодательства, а также исходили из исполнения оспариваемых предписаний Минпромторгом России в добровольном порядке.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденного Указом Президента РФ от 21.01.2007 г. N 56с, Рособоронзаказ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации норм и правил в сфере государственного оборонного заказа.
В соответствии с абз.6 п.п.1 п.8 данного Указа Рособоронзаказ осуществляет контроль (надзор) за организацией и проведением конкурсов (торгов) на размещение государственного оборонного заказа.
В соответствии с п.4 ст.57 вышеуказанного Федерального закона участник размещения заказа вправе подать в письменной форме, в том числе, в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи, жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
Частью 6 ст.60 Закона предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, принимает решение о выдаче предписаний, предусмотренных ч.9 ст.17 Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных ст.17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с ч.9 ст.17 настоящего Федерального закона предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов".
Судами при рассмотрении спора установлено, что Рособоронзаказ при проведении проверки установил факт нарушения Минпромторгом России требований п.2 ст.28 Закона, что в нарушение требований ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ведет к ограничению или устранению конкуренции и созданию участнику торгов или нескольким участникам преимущественных условий участия в торгах.
Также суды указали, что протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 6 от 17.07.2009 г. N 38оц/01-16, N 38оц/02-16, N 38оц/03-16, N38оц/04-16 и N38оц/05-16 в нарушение требований п.11 ст.28 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ размещены не в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола, то есть 15.07.2009 г., а на следующий рабочий день после истечения установленного срока - 17.07.2009 г.
Однако суд кассационной инстанции полагает, что данный вывод судов не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе была проведена 17.07.2009 г. В соответствии с требованиями ч.11 ст. 28 Закона протоколы должны быть подписаны в течение следующего рабочего дня. Поскольку 17.07.2009 г. была пятница, то есть последний рабочий день недели, протоколы были подписаны в понедельник - 20.07.2009 г. и 21.07.2009 г. протоколы, в соответствии с требованиями законодательства, были размещены на официальном сайте Минпромторга России.
Таким образом, в указанной части нарушения требований действующего законодательства допущено не было.
Между тем, несмотря на то, что по данному обстоятельству суды пришли к ошибочному выводу это не повлияло на правильность принятых судебных актов в целом по делу.
Довод Минпромторга России о том, что конкурсная комиссия рассмотрела результаты оценки заявки ЗАО "ФПК "Сырьевые ресурсы" по критерию "Качество работ и квалификация участка конкурса", исследовался судами и был отклонен, поскольку указанная оценка не проводилась, что подтверждено материалами дела, а проводилась проверка порядка соблюдения подачи заявок на участие в конкурсе.
Минпромторг России также ссылается на то, что оспариваемые предписания вынесены по жалобе участника, оставленной без рассмотрения.
Данный довод также был предметом исследования судов и установлено, что решением Рособоронзаказа жалоба ЗАО "ФПК "Сырьевые ресурсы" была оставлена без рассмотрения.
Между тем, ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ позволяет Рособоронзаказу выносить предписания и при выявлении нарушений законодательства в результате проведения плановых и внеплановых проверок.
При проведении внеплановой проверки действующего законодательства Рособоронзаказ установил факт нарушения Минпромторгом России положений ст. 28 Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, при том, что объявленный конкурс при допущенных нарушениях был проведен.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего спора суды не установили наличие двух обязательных условий для признания акта государственного органа недействительным, в связи с чем у судов не имелось правовых оснований для признания принятых Рособоронзаказом предписаний незаконными.
Кроме того, судами установлено, что на момент рассмотрения дела в суде Минпромторг России исполнил выданные предписания и провел конкурс в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
При проверке принятых по делу судебных актов Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для их отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 19 апреля 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2010 г. N А40-140189/09-145-401 оставить без изменения, кассационную жалобу Минпромторга России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.