г. Москва |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А40-162462/09-65-895 |
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Новосёлова А.Л.
судей: Завирюха Л.В. и Федосеевой Т.В.
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика:
от третьих лиц:
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 28 августа 2012 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Высокинской О.А., на постановление от 30 ноября 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Баниным И.Н., Юрковой Н.В., Алексеевой Е.Б.,
по иску открытого акционерного общества "Конаковское автотранспортное предприятие" (Тверская область, Конаковский район, город Конаково, ОГРН: 1026901730130)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Москва, ОГРН: 1037739085636) о взыскании убытков,
третьи лица: Департамент финансов Тверской области (Тверская область, Калининский район, город Тверь, ОГРН: 1026900508557); Департамент социальной защиты населения Тверской области (Тверская область, Калининский район, город Тверь, ОГРН: 1026900521230)
УСТАНОВИЛ: Иск заявлен Открытым акционерным предприятием "Конаковское автотранспортное предприятие" (ОАО "Конаковское АТП") о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 4 480 628 руб. 21 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой истцом льготных категорий граждан (т.1, л.д.3-7).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Тверской области и Департамент социальной защиты Тверской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2010 г. в удовлетворении иска отказано (т. 2, л.д. 12-16).
В апелляционном порядке решение от 27 апреля 2010 г. не обжаловано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2010 г. N КГ-А40/10109-10 решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2010 г. по делу N А40-162462/09-65-895 оставлено без изменения (т. 2, л.д. 88-93).
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N ВАС-17878/10 в передаче дела N А40-162462/09-65-895 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 27 апреля 2010 г. и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2010 г. отказано (т. 2, л.д. 127-130).
При этом коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указала, что довод заявителя (ОАО "Конаковское АТП") о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права не может быть принят во внимание, поскольку по настоящему делу вопрос о возмещении расходов предприятия, связанных с оказанием льготных услуг гражданам по проезду в городском общественном транспорте, касается не норм материального права, а предоставления доказательств в обоснование наличия и размера понесенных расходов, поэтому оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
26 мая 2011 г. в Арбитражный суд города Москвы поступило заявление ОАО "Конаковское АТП", датированное 23 мая 2010 г., о пересмотре решения Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2010 г. по вновь открывшимся обстоятельствам (т. 2, л.д. 97-104).
При этом в качестве вновь открывшегося обстоятельства указано толкование правовых норм, содержащееся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 9621/10, которое объявлено общеобязательным и подлежащим применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
Заявитель указал также, что постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 г. было опубликовано 11 марта 2011 г.
До принятия решения по заявлению о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам истец, уточнив свое требование, просил пересмотреть решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2010 г. по делу N А40-162462/09-65-895 по новым обстоятельствам в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3, л.д. 22-23).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 сентября 2011 г. удовлетворено заявление ОАО "Конаковское АТП" о пересмотре решения Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2010 г. по новым обстоятельствам. Отменено решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2010 года об отказе в иске ОАО "Конаковское АТП" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 4 480 628 руб. 21 коп. убытков с участием третьих лиц Департамента финансов Тверской области и Департамента социальной защиты Тверской области (т. 3, л.д. 54-55).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2011 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 12 сентября 2011 г. по делу N А40-162462/09-65-895 оставлено без изменения (т. 3, л.д. 90-91).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2012 г. решение от 12 сентября 2011 г. Арбитражного суда города Москвы и постановление от 07 ноября 2011 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-162462 09-65-895 отменены. Заявление ОАО "Конаковское АТП" о пересмотре по новым обстоятельствам решения суда от 27 апреля 2010 г. передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 5 июня 2012 г. удовлетворено заявление ОАО "Конаковское АТП" о пересмотре решения Арбитражного суда города Москвы от 17 апреля 2010 г. по новым обстоятельствам. Отменено решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2010 г. по делу N А40-162462/09-65-895 (т.4, л.д. 19-20).
Протокольным определением Арбитражного суда города Москвы от 5 июля 2012 г. заменены названия Департамента социальной защиты населения Тверской области и Департамент финансов Тверской области соответственно на Министерство социальной защиты населения Тверской области и Министерство финансов Тверской области (т.4, л.д. 29).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2012 г. взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Конаковское автотранспортное предприятие" убытки в размере 4 480 628 руб. 21 коп.
Возвращены ОАО "Конаковское автотранспортное предприятие" из федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 35.903 руб. 14 коп., перечисленной по платежным поручениям от 23.11.2009 N 647 и от 26.05.2010 N 263. (т.4, л.д. 41-43).
Решение мотивировано следующим образом.
Во исполнение возложенной государством на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта Правительство Тверской области приняло Постановление N 32-па от 16 февраля 2005 г. "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета", которым обеспечило льготным категориям граждан, включенным в федеральный регистр, льготный проезд на всех видах пассажирского транспорта.
На основании указанного нормативного акта истец предоставлял в 2006 году отдельным категориям граждан право льготного проезда на основании единого социального проездного билета в связи с чем получал средства компенсации из бюджета
Всего истцу в 2006 году в возмещение льготного проезда федеральных льготников была выделена сумма 824.166 руб. 79 коп., что подтверждается материалами дела и не оспорено ответчиком.
При определении размера убытков истцом использован расчетный способ, представляющий собой произведение количества приобретенных льготниками федерального и регионального регистров ЕСПБ на количество поездок, совершаемых одним льготником, по информации органов государственной статистики, и на тариф на одну поездку, установленный для населения, не пользующегося льготами по оплате проезда.
Общая сумма убытков от оказания услуг пассажирских перевозок федеральных льготников на электрическом транспорте составила 4.480.628 руб. 21 коп. Данные показатели расчета убытков подтверждены материалами дела.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении по делу N 9621/10 от 25 января 2011 г., ввиду отсутствия на законодательном уровне (федеральном и региональном) способа расчета размера не полученной провозной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и. руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 23 июня 2009 г. N 2992/09) о возможности использования расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела применение расчетного метода определения убытков является обоснованным.
Расходы, или выпадающая провозная плата рассчитаны Истцом в соответствии со ст. ст. 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из тарифов на проезд, утверждённых в установленном порядке, и единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Минфин России не представил доказательств возмещения расходов истца в полном объёме, в связи с чем исковые требования истца подлежат удовлетворению в сумме 4 480 628 руб. 21 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2012 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2012 г. по делу N А40-162462/09-65-895 оставлено без изменения (т.4, л.д. 107-110, 111).
В кассационной жалобе ответчик просит решение от 28 августа 2012 г. и постановление апелляционной инстанции от 30 ноября 2012 г. отменить и дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы в ином судебном составе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.5, л.д. 29-33).
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, ссылаясь на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещены о времени и месте заседания кассационной инстанции, своих представителей в суд не направили.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, кассационная инстанция находит решение от 28 августа 2012 г. и постановление от 30 ноября 2012 г. подлежащими отмене в связи со следующим.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Указанные расходы определяются, в том числе и в судебной практике, как убытки.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом обязанность доказывать размер убытков закон возлагает на истца.
Расчетный метод определения размера убытков, который применил истец и с которым согласился суд первой и апелляционной инстанций, основан на количестве проданных ЕСПБ без учета фактического количества поездок, совершенных федеральными льготниками на транспорте истца, то есть первой инстанцией не были учтены указания, содержащиеся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 9621/10 и от 23 июня 2009 г. N 2992/09.
Применение расчетного метода определения размера убытков, использованного истцом, первая инстанция мотивировала отсутствием на законодательном уровне (федеральном или региональном) способа расчета размера неполученной провозной платы от льготных категорий пассажиров.
При этом первая инстанция не учла, что применяемый для расчета убытков расчетный метод не может быть произвольным, а должен быть основан на максимальном использовании доступных истцу данных о фактическом объеме перевозок льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, а также на нормативных актах, регулирующих порядок определения объема таких перевозок.
Вывод первой инстанции о недопустимости использования инструкций государственного статистического наблюдения для определения количества поездок льготных категорий граждан, внесенных в федеральный регистр, не согласуется с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 17828/10.
Недостатки решения апелляционной инстанцией не исправлены.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что выводы суда, содержащиеся в решении, постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, что неправильно применены норм материального права, что нарушены нормы процессуального права, а поэтому в силу п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1, 2, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 28 августа 2012 г. и постановление от 30 ноября 2012 г. подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное; исследовать вопрос о правомерности применения расчетного способа определения убытков от перевозки граждан льготных категорий, включенных в федеральный реестр, использованного истцом; проверить доводы ответчика о необходимости применить при расчете убытков указанные им инструкции государственного статистического наблюдения; исходя из установленных обстоятельств принять решение по делу.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 28 августа 2012 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 30 ноября 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-162462/09-65-895 отменить и дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.