г. Москва |
|
2 апреля 2013 г. |
Дело N А40-19787/12-142-182 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тихоновой В.К.,
судей Комаровой О.И., Чучуновой Н.С.
при участии в заседании:
от истца - Гималетдинова И.М. - по доверенности N дов/8/649/12 от 26.12.2012
от ответчика - Денисов Д.А. - по доверенности N НЮ-4659 от 26.07.2011
от третьих лиц - не явились
рассмотрев 26 марта 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение от 25 июля 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Филиной Е.Ю.,
на постановление от 26 октября 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Савенковым О.В., Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И.,
по иску ОАО "Башкирнефтепродукт"
о взыскании стоимости утраченных вагонов
к ОАО "Российские железные дороги"
третьи лица - ОАО "АНК "Башнефть", ОАО "Уфанефтехим", ОАО "Ново-Уфимский НПЗ", ОАО "Уфаоргсинтез", ОАО "Уфимский НПЗ"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Башкирнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании убытков, возникших у истца в связи с крушением поезда в размере 16 247 700 руб., расходов по проведению оценки рыночной стоимости вагонов в размере 73 700 руб.
Исковые требования основаны на статьях 15, 309, 310, 393, 616, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют открытые акционерные общества АНК "Башнефть", "Уфанефтехим", "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", "Уфаоргсинтез", "Уфимский нефтеперерабатывающий завод".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2012 по делу N А40-19787/12-142-182 с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Башкирнефтепродукт" взыскано 16 321 400 руб., из них: стоимость утраченных вагонов в размере 16 247 700 руб.; расходы по оценке рыночной стоимости утраченных вагонов в размере 73 700 руб.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.10.2012 оставил решение суда без изменения, заменил ОАО "Башкирнефтепродукт" на его правопреемника ОАО АНК "Башнефть".
Заявитель кассационной жалобы - ОАО "РЖД" считает судебные акты незаконными, вынесенными с нарушениями норм материального и процессуального права, поскольку истцом не представлено доказательств в обоснование фактического причинения убытков по вине ОАО "РЖД" и причинно-следственной связи между действиями ответчика и размером взысканных убытков.
Согласно техническому заключению причиной схода вагонов в грузовом поезде явился излом левой боковой рамы по ходу движения тележки 16-го с головы состава груженого вагона, который принадлежит АО "Казтемиртранс" и построен ОАО "Алтайвагон". Состояние железнодорожных путей обеспечивало безопасное движение поездов.
В связи с чем вина железной дороги в причинении вреда отсутствует, просит отменить судебные акты, принять новый об отказе в иске.
От ОАО АНК "Башнефть" поступил отзыв на кассационную жалобу с обоснованием возражений против отмены принятых судами решений.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель от ОАО "РЖД" поддержал требования по кассационной жалобе, представитель от ОАО АНК "Башнефть" просил оставить акты в силе по доводам, изложенным в отзыве.
Участвующие в деле в качестве третьих лиц организации для разбирательства по кассационной жалобе в суд кассационной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по материалам дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на жалобу, в пределах, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
При рассмотрении дела арбитражными судами установлено, что 30.01.2011 в 10 часов 07 минут на 103 км. ПК 6 однопутного электрофицированного перегона Зуяково-Тюльма при следовании поезда N 2036 из 53 вагонов с электровозом ВЛ10У N 339 при скорости движения 54 км/час в режиме тяги произошел сход второй по ходу движения тележки 16-го с головы состава вагона N 28043040.
В сошедшем состоянии вагон проследовал 2 200 м. с последующим нарушением габарита в четной горловине станции Тюльма и сходом 15 идущих вслед груженых вагонов и одного впереди идущего вагона. В результате схода повреждены 17 вагонов, входящих в состав, в том числе вагоны N N 51216141, 51231033, 50717818, 53862231, 51776078, 53859468, 54259817, 50993179, 51794444, 50000900, 50004910, 50652577, 50017144.
Факт крушения, повреждения при крушении указанных вагонов до степени их исключения из инвентаря подтверждаются техническим заключением от 30.01.2011, актами повреждения вагонов ВУ-25 N N 11-23, актом общей формы ГУ-23, уведомлениями по форме ВУ-23-М.
Право собственности на вагон N 53862231 приобретено истцом на основании договора поставки в 2008 году.
По договорам аренды от 16.05.2008, 27.02.2009 истцу во временное владение и пользование переданы вагоны N N 51216141, 51231033, 50717818, 51776078, 53859468, 51794444, 5080090, 50004910, 50652577, 50017144.
Согласно железнодорожных накладных ответчик является перевозчиком указанных вагонов.
В соответствии со статьей 105 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить их владельцу стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Согласно отчету об оценке N 11 24-МО от 22.02.2011 ООО "Аудит-Безопасность" стоимость 11 утраченных вагонов составляет 17 904 000 руб. По отчету об оценке N 11-1039-и от 18.08.2011 ЗАО "Эксперт-оценка" стоимость металлолома, оставшегося после крушения этих вагонов, 1 656 300 руб.
С учетом стоимости остатков, стоимость утраченных вагонов составила 16 247 000 руб.
Поскольку подлежащие возврату из аренды в силу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации вагоны не могут быть возвращены арендодателю истец оплатил собственникам арендованных им вагонов стоимость невозвращенных вагонов в размере 15 186 000 руб. по платежным поручениям N N 3091, 3092, 3095, 3096, 3097 от 12.03.2012.
Требование об убытках предъявлено в размере стоимости утраченных вагонов, подтверждено материалами дела, основано на статье 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статьях 15, 393, 622, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в состав убытков истец включил расходы, понесенные им на проведение оценки рыночной стоимости этих вагонов в размере 44 000 руб. и 29 700 руб.
Арбитражными судами также установлено, что ОАО "РЖД" приняло вагоны к перевозке в надлежащем состоянии.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (п. 32 постановления) дано разъяснение о том, что положения Устава об ответственности перевозчиков, грузоотправителей за утрату и повреждение подвижного состава не лишают собственников и законных владельцев вагонов и контейнеров права на защиту их нарушенных прав и законных интересов в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Нарушение прав истца, лишившегося имущества в результате спорной перевозки, подтверждается представленными в дело материалами, размер ущерба определен, ответчиком не опровергается, причинная связь между возникшими у истца убытками и выполнением ответчиком перевозки установлена судами обеих инстанций.
В силу статьи 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статей 15, 393 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик обязан возместить истцу причиненные при перевозке убытки.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражными судами обеих инстанций полно установлены имеющие значение для разрешения спора факты по делу, выводы судов о применении норм материального права соответствуют этим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов не допущено, в связи с чем основания, предусмотренные в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения и постановления, отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июля 2012 года по делу N А40-19787/12-142-182, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2012 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К. Тихонова |
Судьи |
О.И. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.