г. Москва |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А40-84721/12-130-807 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Тимирязевец" Тристана Д.А. по доверенности от 20 ноября 2012 года
от ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве Богачёва С.А. по доверенности от 24 декабря 2012 года N 624-25, Шейдина Д.С. по доверенности от 24 декабря 2012 года N 615-25
рассмотрев 09 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Тимирязевец"
на решение от 10 октября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Андрияновой С.М.
на постановление от 21 января 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.
по делу N А40-84721/12-130-807
по заявлению Открытого акционерного общества "Тимирязевец" (ОАО "Тимирязевец", ОГРН 1037739302875)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тимирязевец" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве (далее - Главное управление МЧС России по г. Москве) от 29 мая 2012 года N 77.00.0/528 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Тимирязевец" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения; административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, выразившийся в не рассмотрении ходатайства об отложении рассмотрения административного дела.
В отзыве на кассационную жалобу Главное управление МЧС России по г. Москве возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "Тимирязевец" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Главного управления МЧС России по г. Москве возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что на основании распоряжения от 28 марта 2012 года N 187 в отношении ОАО "Тимирязевец" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 (далее - ППБ 01-03), а именно: противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, используются для стоянки транспорта (пункт 22 ППБ 01-03); площадки открытого хранения транспортных средств оснащены буксировочными тросами и штангами не в полном объеме (пункт 357 ППБ 01-03); не проведены практические тренировки по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей в случае пожара (пункт 16 ППБ 01-03); для производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений (пункт 33 ППБ 01-03); не проведен противопожарный инструктаж с сотрудниками организации (пункт 7 ППБ 01-03); в административных и вспомогательных помещениях отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (пункт 13 ППБ 01-03); отсутствуют планы эвакуации людей в случае пожара (пункт 16 ППБ 01-03); помещение хранения автомобилей не отделяются от других помещений противопожарными стенами 2 - го типа и перекрытиями 3- го типа (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 2.4 ВСН 01-89); под лестничным маршем допускается хранение горючих материалов частично сняты двери эвакуационных выходов предусмотренные проектом (пункт 40 ППБ 01-03); частично устройства для самозакрывания дверей (доводчики), находятся в неисправном состоянии (пункт 34 ППБ 01-03); допускается хранение товаров в горючей упаковке в помещении, не имеющего оконного проема и шахты дымоудаления (пункт 160 ППБ 01-03); частично на окнах установлены глухие металлические решетки (пункт 40 ППБ 01-03); допускается размещение помещений класса Ф.5 категории А и Б под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания более 50 человек (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.6 СНиП 21-01-97); наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) здания не подвергнуты эксплуатационным испытаниям (пункт 41 ППБ 01-03); на дверях чердачных помещении и технического этажа, отсутствует информация о месте хранения ключей (пункт 44 ППБ 01-03); объемные самосветящееся знаки пожарной безопасности "Выход" с автономным питанием, размещаемые на путях эвакуации частично находятся в неисправном состоянии или отсутствуют (пункт 61 ППБ 01-03); допускается хранение товаров в горючей упаковке в помещении, не имеющего оконного проема и шахты дымоудаления (пункт 16 ППБ 01-03); в помещении хранения транспорта в количестве более 25 единиц отсутствует план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара (пункт 356 ППБ 01-03); частично выездные ворота и проезды загромождены автотранспортом (пункт 358 ППБ 01-03); в помещении насосной станции отсутствует общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На задвижках и пожарном насосе-повысителе не указано их назначение, порядок включения насосов-повысителей не определен инструкцией (пункт 92 ППБ 01-03); допускается переоборудование или использование отдельных боксов, предназначенных для хранения автомобилей, в качестве помещений для осуществления ремонтных работ (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 7.6 СНиП 21-02-99), что отражено в акте проверки от 18 мая 2012 года N 9-3-187 и о чем составлен протокол об административном правонарушении от 29 мая 2012 года N 528.
Постановлением Главного управления МЧС России по г. Москве от 29 мая 2012 года N 77.00.0/528 ОАО "Тимирязевец" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности определено, что руководители организации имеют право: вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять Предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушение требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Пунктами 1, 2, 3 ППБ 01-03 определено, что Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Установив данные обстоятельства, отказывая в удовлетворении заявления, суды вопреки доводам заявителя, обоснованно пришли к выводу о том, что в действиях ОАО "Тимирязевец" имеется состав вмененного административного правонарушения, так как в момент проведения проверки имели место нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные ППБ 01-03, СНиП 21-01-97, СНиП 21-02-99, ВСН 01-89; вина заявителя административным органом установлена.
Довод заявителя о том, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, выразившийся в не рассмотрении ходатайства об отложении рассмотрения административного дела, несостоятелен, проверен судами и правильно ими отклонен, так как нарушений не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по делу N А40-84721/12-130-807 оставить без изменения, кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Тимирязевец" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.