г. Москва |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А40-6449/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя Зиновьев А.Ю. по дов. от 28.07.2014 N 307-139-752/8; Ревунов А.А. по дов. от 16.01.2014 N 307-139-24/8
от заинтересованного лица Ситнина Е.В. по дов. N 86 от 06.06.2014
рассмотрев 18 сентября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет"
на решение от 02 апреля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиным Л.В.
на постановление от 04 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Свиридовым В.А., Цымбаренко И.Б., Якутовым Э.В.
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет" (ОГРН 1027700575044)
о признании недействительным постановления
к Федеральному государственному бюджетному учреждению Национальный парк "Лосиный остров" (ОГРН 1037739452695)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет" (далее - заявитель, МГСУ, университет) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк "Лосиный остров" (далее - административный орган, ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров", Парк) от 09.01.2014 N 1114 о привлечении Университета к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014, в удовлетворении требований МГСУ отказано по мотиву доказанности материалами дела факта наличия в действиях заявителя состава и события вменяемого ему правонарушения и соблюдения административным органом порядка и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
В кассационной жалобе МГСУ просит отменить принятые по делу судебные акты как незаконные и необоснованные, полагая, что выводы судов о наличии в действиях университета состава административного правонарушения, а также об отсутствии согласования на проводимые работы уполномоченного органа охраны окружающей среды, не соответствуют фактическим обстоятельствам, материалам дела, законодательству об административных правонарушениях.
Письменный отзыв на кассационную жалобу административным органом не представлен.
В судебном заседании представитель МГСУ поддержал доводы жалобы.
Представитель ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" возражал против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров", установив, что на земельном участке по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, дом 26, корп. 1-14 в соответствии с государственным контрактом от 10.04.2007 г. N 027/07-ок ведется строительство легкоатлетического манежа со спортивным ядром (1-ая очередь строительства) без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, 25.11.2013 возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2013 г. N 307-139-1423/8.
По результатам рассмотрения материалов административного дела постановлением от 09.01.2014 г. N 114 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 300 000 руб.
Основанием для привлечения МГСУ послужило нарушение университетом требований ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях), поскольку строительство в охранной зоне Национального парка "Лосиный остров" не согласовано с федеральным органом исполнительной власти.
Не согласившись с постановлением административного органа, университет обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды двух инстанций исходили из следующего.
В силу ч. 4 ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Между сторонами отсутствует спор о том, что Национальный парк "Лосиный остров", образованный Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров", отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров") и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N 2056-р).
Таким образом, для согласования социально-экономической деятельности университет должен был обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды РФ).
Поскольку МГСУ располагается в охранной зоне особо охраняемой природной территории федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров", суды пришли к правильному выводу о том, что на его собственника и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются вышеуказанные требования законодательства о согласовании своей деятельности в Минприроды РФ.
Между тем, доказательств согласования деятельности по строительству с Минприроды РФ заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно положениям ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 3, 4, 52, 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 12, 15 Закона об особо охраняемых природных территориях применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора и с учетом особого статуса Парка, его целей и задач, а также особых режимов использования и охраны Парка, суды пришли к правильному выводу о том, что ведение деятельности по строительству спортивного манежа в границах охранной зоны национального парка "Лосиный остров" без согласования деятельности по строительству с уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды нарушает режим особой охраны парка, установленный действующим законодательством, в связи с чем привлечение МГСУ к административной ответственности по п. 8.39 КоАП РФ является правомерным.
Доводы жалобы выводов судов не опровергают и направлены на переоценку выводов суда, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие кассатора с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2014 года по делу N А40-6449/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 3, 4, 52, 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 12, 15 Закона об особо охраняемых природных территориях применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора и с учетом особого статуса Парка, его целей и задач, а также особых режимов использования и охраны Парка, суды пришли к правильному выводу о том, что ведение деятельности по строительству спортивного манежа в границах охранной зоны национального парка "Лосиный остров" без согласования деятельности по строительству с уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды нарушает режим особой охраны парка, установленный действующим законодательством, в связи с чем привлечение МГСУ к административной ответственности по п. 8.39 КоАП РФ является правомерным.
...
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2014 года по делу N А40-6449/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2014 г. N Ф05-10245/14 по делу N А40-6449/2014