г. Москва |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А40-95748/12-146-16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р..,
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Механический завод N 2" Федянина Е.А., доверенность от 22.04.2013 N13-15,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы Брызгалова А.Ф., доверенность от 05.02.2013 N 33-И-727/13,
рассмотрев 23 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы ОГРН 1037739510423)
на решение от 22 октября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьёй А.Н. Роговым,
на постановление от 29 января 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями П.В. Румянцевым, Н.Н. Кольцовой, Д.Е. Лепихиным,
по заявлению Открытого акционерного общества "Механический завод N 2" (ОГРН 1027700332703)
к Департаменту земельных ресурсов горда Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании недействительными отказов департамента, оформленных письмами от 04.04.2012 N 33-5-44-99/12-(0)-1; обязании оформить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Механический завод N 2" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент, государственный орган) в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), оформленных письмами от 04.04.2012 N 33-5-44-99/12-(0)1 и от 15.05.2012 N 33-1Т6-806/12 (0)-1, обязании оформить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, на кадастровой карте (плане).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013, заявленные требования удовлетворены.
Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которое указывает на неполное выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку суды не учли, что частично земельный участок, схему которого испрашивает общество уже учтен. Полагает, что судебные акты приняты без учета требований части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, поскольку исполнение решения суда приведет к невозможности рационального использования земель. Кроме того, государственный орган полагает, что при установлении наличия права общества на спорный земельный участок, суды необоснованно исходили только из свидетельства о государственной регистрации прав, не учли, что земельный участок выдавался во временное пользование.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель департамента доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель общества возражал против её удовлетворения.
Обсудив доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено, что заявитель является собственником объектов недвижимости расположенных по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского, д. 31, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 77-АН N 343004, 77-АМ N 167637, 77-АН N 714165.
Права общества на использование земельного участка общей площадью 2000 кв. м не оформлены.
28.11.1983 распоряжением Мосгорисполкома N 1781-р Главмосстройматериалам во временное пользование была отведена часть территории Проектируемого проезда N 3704 площадью 0,2 га для организации склада металлов обещства.
01.01.1992 между Территориальным управлением регулирования землепользования и обещством2 был заключен договор аренды земельного участка N С-24 сроком на 1 год. Пролонгации указанного договора не последовало.
03.04.2012 и 17.04.2012 общество обратилось в службу "одного окна" ТУ ДЗР г. Москвы в ЮЗАО с заявлением и полным комплектом документов и письмом от 17.04.2012 N 164 об издании распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского, вл. 31, на кадастровой карте (плане) территории.
Письмами Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 04.04.2012 N 33-5-4499/12-(0)1 и от 15.05.2012 N 33-1Т6-806/12-(0)-1 заявителю было отказано в оформлении распоряжения в силу обстоятельств, в связи с тем, что участок, на котором расположены здание и сооружения, находится в границах участка улично-дорожной сети, и, соответственно, решение о предоставлении участка для целей эксплуатации объектов капитального строительства, по мнению Департамента, может быть принято только Градостроительно-земельной комиссией г. Москвы.
Законность данных отказов проверена судами в порядке, установленном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", пункт 2.1 которого предусматривает, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Установив, что общество является собственником объектов недвижимости, находящихся на испрашиваемом земельном участке, суды, правильно применив вышеуказанные нормы пришли, к выводу о наличии у общества права на получение схемы расположения земельного участка. При этом судами установлено, что заявитель представил все необходимые документы для оформления распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), правовых оснований для отказа в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) у ответчика в данном случае не имелось.
Ссылка департамент на то, что имеет место пересечение границ земельного участка с улично-дорожной сетью, а также на то обстоятельство, что часть земельного участка учтена правомерно отклонена судами, поскольку на основании постановлений Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП, от 16.11.2010 N 1019-ПП на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность по принятию мер для устранения пересечений границ земельных участков с улично-дорожной сетью, а из приведенных норм Земельного кодекса РФ не следует, что у общества отсутствует право на получение схемы расположения земельного участка (в границах ранее учтенного и неучтённого земельных участков) в целях в дальнейшем формирование единого земельного участка.
Таким образом, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем не могут быть основанием к отмене судебных актов.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных решения и постановления, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2013 года по делу N А40-95748/12-146-16 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.