г. Москва |
|
09 апреля 2013 г. |
Дело N А41-26112/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Иващенко Е.М., дов. от 09.01.2013
от административного органа Полякова Д.А., дов. от 29.12.2012 N 73/694
рассмотрев 26 марта - 02 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Подольское" - административного органа
на решение от 10 октября 2012 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бобриневым А.А.,
на постановление от 25 декабря 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.
по делу N А41-26112/12
по заявлению закрытого акционерного общества "Подольский домостроительный комбинат" (г. Подольск, ОГРН 1025004710422) о признании незаконным постановления Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Подольское" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
По делу объявлен перерыв до 11 час. 45 мин. 02.04.2013.
Закрытое акционерное общество "Подольский домостроительный комбинат" (далее - ЗАО "Подольский домостроительный комбинат", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Подольское" (далее - ММУ МВД России "Подольское", административный орган) от 22.05.2012 серии 50АВ N 006880 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 10.10.2012, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012, заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ММУ МВД России "Подольское" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на соблюдение порядка проведения проверки и фиксации административного правонарушения, доказанность совершения обществом административного правонарушения и правомерное привлечение его к административной ответственности.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные по делу судебные акты соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене обжалованных по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым по делу постановлением от 22.05.2012 серии 50АВ N 006880 ЗАО "Подольский домостроительный комбинат" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 рублей за выявленный 27.04.2012 в ходе весового контроля принадлежащего обществу автотранспортного средства "МАЗ" (госномер х079мм90), перевозящего крупногабаритный груз (плиты ЖБИ), факт нарушения требований пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - Правила перевозок грузов). Правонарушение выразилось в перевозке крупногабаритного груза (плиты ЖБИ) с превышением допустимых нагрузок на вторую и третью оси (допустимая - 10000 кг, фактическая - 10430 кг; допустимая 9000 кг, фактическая - 9400 кг) без специального разрешения на перевозку.
Общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что вывод о превышении обществом допустимых нагрузок на вторую и третью оси автомобиля сделан административным органом на основании измерений, проводившихся при помощи переносных автомобильных весов на дорожном полотне развязки 32 км автодороги Крым в п. Быково Московской области, то есть вне стационарного пункта измерения нагрузок. В связи с чем пришли к выводу о том, что результаты измерений весового контроля, оформленные актом от 27.04.2012 N 2, получены с нарушением норм действующего законодательства и не могут служить основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов двух инстанций несоответствующим требованиям законодательства.
Параметры осевых нагрузок при перевозке крупногабаритных грузов, установлены Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной 27.05.1996 Минтрансом России.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок выдачи специального разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5.2.53.31 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (с изменениями и дополнениями), Минтранс России уполномочен Правительством Российской Федерации определять порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
На основании вышеуказанных норм Минтранс России приказом от 27.04.2011 N 125 утвердил Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок осуществления весового контроля, Порядок).
Пунктом 12 названного Порядка предусмотрено, что передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих следующим требованиям: наличие переходно-скоростных полос; соответствие параметров и типа покрытия площадки, размеров и уклонов паспорту применяемых средств измерения; наличие наружного освещения переходно-скоростных полос и площадки. Передвижные посты включают: переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям; измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств; автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры; комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.
Из содержания данной нормы Порядка не следует, что передвижные посты Госавтоинспекции подлежат обязательному размещению на стационарном пункте измерения нагрузок. Напротив, указано, что передвижные посты Госавтоинспекции размещаются на расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог площадках, соответствующих определенным требованиям.
Передвижные контрольные пункты устанавливаются за осуществлением международных автомобильных перевозок, что не относится к рассматриваемому случаю.
Ссылка апелляционного суда на пункты 2.1.2.1.1, 2.3.2.1.1 Порядка осуществления весового контроля, согласно которым весовой контроль осуществляется на стационарных контрольных пунктах, неосновательна. Данные нормы носят общий характер.
Процедура осуществления весового контроля передвижными постами Госавтоинспекции урегулирована пунктом 12 вышеназванного Порядка, в котором не предусмотрена необходимость и обязательность их размещения на стационарном пункте измерения нагрузок.
Суд кассационной инстанции признает также неверной ссылку апелляционного суда на пункт 11 Порядка осуществления весового контроля в обоснование утверждения о том, что площадка для взвешивания и замера габаритов транспортных средств должна находиться на стационарном контрольном пункте. Данная норма регулирует порядок функционирования стационарных контрольных пунктов и не имеет отношения к передвижным постам Госавтоинспекции, порядок деятельности которых урегулирован иной нормой - пунктом 12 Порядка.
Утверждение апелляционного суда о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" не содержит запрета на осуществление весового контроля передвижным постом Госавтоинспекции, является верным. Вместе с тем с учетом вышеизложенного признается неверным указание апелляционного суда на то, что передвижной пост Госавтоинспекции замер и взвешивание транспортных средств может производить только на стационарных контрольных пунктах, имеющих специальную площадку.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты не соответствуют требованиям законодательства и подлежат отмене.
Поскольку при рассмотрении дела суды не проверяли соблюдение административным органом порядка осуществления весового контроля, установленных пунктом 12 Порядка осуществления весового контроля требований к площадке, переносному весовому оборудованию, не оценивали доказательства, обосновывающие совершение обществом вменяемого административного правонарушения, суд кассационной инстанции считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2012 года по делу N А41-26112/12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.