г. Москва |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А40-143745/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.
судей Дегтяревой Н.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от истца - Крылов Д.А., дов. от 03.07.2014
от ответчика - Чупина В.А., дов. от 21.8.2013 N 01-10-08/121
рассмотрев в судебном заседании 22 сентября 2014 года кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 24 марта 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
на постановление от 15 мая 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яремчук Л.А., Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.,
по иску Администрации города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028601843720, ХМАО-Югра)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Югорска (истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик) 1 870 500 руб. убытков, понесенных в связи с осуществлением государственных полномочий по первичному воинскому учету.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец, являясь органом местного самоуправления на территории, где отсутствует военный комиссариат, во исполнение Федерального закона от 28.02.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в 2012 году осуществлял государственные полномочия по первичному воинскому учету.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в указанный период им были понесены убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 1 870 500 руб.
Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 г. N 258 "О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты" городу Югорску в 2010 году из федерального бюджета были выделены субвенции в сумме 4 629 600 руб. Все средства израсходованы в полном объеме на содержание отдела по первичному воинскому учету.
В 2011 году размер субвенций утвержден и перечислен муниципальному образованию город Югорск в сумме 3 849 000 руб.
В 2012 году из федерального бюджета Российской Федерации были выделены субвенции в сумме 3 794 400 руб.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 г. N 258 размер средств, передаваемых органам местного самоуправления, определяется исходя из количества граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Численность граждан, состоящих на первичном воинском учете в г.Югорске, по состоянию на 31.12.2011 г. - 9 598 человек.
Выделенная в 2012 году субвенция в сумме 3 794 400 руб. израсходована в полном объеме по состоянию на июнь 2012 года, что подтверждается платежным поручением N 341 от 22.02.2012 года, за период с июля по декабрь 2012 года заработная плата на осуществление полномочий по первичному воинскому учету выплачивалась из средств местного бюджета.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями при условии одновременного выделения средств, отсутствие средств дает им право не выполнять переданные государственные полномочия.
Статья 133 Конституции Российской Федерации гарантирует местному самоуправлению в Российской Федерации право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Поскольку Министерством финансов Российской Федерации не представлено доказательств исполнения своих обязанностей по возмещению расходов на осуществление первичного воинского учета, суд, руководствуясь положениями статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, как не соответствующий нормам статей 125, 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 158, статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, а не Министерство финансов Российской Федерации.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2014 года по делу N А40-143745/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Н.В.Дегтярева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.