г. Москва |
|
26 октября 2010 г. |
Дело N А40-162927/09-106-997 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2010.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2010.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РЖД" - Санаров С.В. - дов. от 07.12.09 N ФПДЮ прим-14/168;
от ответчика Ространснадзор - Курицын А.Е. - дов. от 27.08.10 N ТК-10/7-2932, Тумасян О.А. - дов. от 08.10.10 N ГК-10/2-3543;
от третьих лиц ОАО "Тверской вагоностроительный завод" - не явился (извещен надлежаще), ГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" - Паршутина О.Ю. - дов. от 29.06.10 N Д-РС/1769,
рассмотрев 21.10.2010 в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "РЖД"
на решение от 09.03.2010 Арбитражного суда г.Москвы
принятое судьей Кузнецовой С.А.,
на постановление от 18.06.2010 Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Москвиной Л.А., Гончаровым В.Я., Свиридовым В.А.,
по иску (заявлению) ОАО "РЖД"
о признании недействительным предписания
к Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Росжелдорнадзор), Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)
3-и лица - ОАО "Тверской вагоностроительный завод", Государственное учреждение "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте"
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2010 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 г., отказано в удовлетворении требований ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) о признании недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) от 01.12.2009 г. N 01ГС/12-09.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой общества, в которой общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы в полном объеме, представитель ОАО "Тверской вагоностроительный завод" поддержал жалобу общества, представитель Ространснадзора считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебные акты законны.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты вынесены правомерно.
Из материалов дела следует, что 21.11.2009 г. на 285 км Октябрьской железной дороги в 21:35 произошел сход второй колесной пары локомотива и четырех (N N 00233155, 00233171, 00233213, 00233222) хвостовых вагонов поезда N 166 "Невский экспресс" из-за подрыва железнодорожного пути.
По результатам проведенного расследования Ространснадзор пришел к выводу, что вагоны пассажирские открытого типа с креслами для сидения модели 61-4192 не соответствуют требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья пассажиров.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав должен соответствовать требованиям стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, железнодорожный подвижной состав должен иметь соответствующие сертификаты соответствия или декларации о соответствии.
Часть 1 статьи 6 названного Федерального закона предусматривает необходимым и обязательным условием допуска железнодорожного подвижного состава к эксплуатации на путях железнодорожного транспорта, для осуществления присущей им деятельности соответствие их установленным требованиям безопасности и наличие подтверждающего это сертификата соответствия.
Общие правила процедуры сертификации и аккредитации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации определенны Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные Указанием МПС от 12.11.1996 N 166У.
Как установлено Ространснадзором, железнодорожные вагоны (N N 00233155, 00233171, 00233213, 00233222) пассажирские открытого типа с креслами для сидения модели 61-4192 имеют сертификат соответствия N ССФЖТ RU.HB02.A.03343, выданный Государственным учреждением Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
В приложении N 1 сертификата соответствия N ССФЖТ RU.HB02.A.03343 содержится перечень документов, на основании которых был выдан указанный сертификат.
В пункте 4 приложения N 1 к сертификату соответствия N ССФЖТ RU.UB02.A.03343 указано, что вагоны пассажирские открытого типа с креслами для сидения модели 61-4192 испытания не проходили. Вместо вагонов модели 61-4192 испытания прошли вагоны пассажирские купейные с креслами для сидения модели 61-4170.
Сертификат соответствия N ССФЖТ RU.UB02.A.03343. выданный обществу на вагон пассажирский открытого типа модели 61-4192, предусматривал обязательную комплектацию вагонов креслами пассажирскими, сертифицированными в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте на соответствие нормам безопасности, установленным НБ ЖТ ЦЛ 111-2003.
Вагоны пассажирские открытого типа с креслами для сидения модели 61-4192 были укомплектованы креслами пассажирскими, не прошедшими сертификацию на соответствие нормам безопасности НБ ЖТ ЦЛ 111-2003. в связи с чем эксплуатация вышеуказанных вагонов не представляется возможной.
При этом ГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" была проведена проверка обоснованности выдачи сертификата соответствия N ССФЖТ RU.HB02.A.03343, по результатам которой принято решение об аннулировании указанного сертификата, о чем было сообщено Ространснадзору.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" на перевозчика возлагается обязанность по обеспечению условий безопасного проезда для жизни и здоровья пассажиров, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа.
Пассажирские вагоны, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям санитарных норм, правил, других нормативных документов. Суды указали, что вагоны модели 61-4192 явились причиной травмирования и гибели людей, следовательно, дальнейшая их эксплуатация до выяснения всех причин и принятия мер по усилению крепления пассажирских кресел и решения вопроса по исключению падения багажа с багажных полок и проведения соответствующих испытаний после принятия мер невозможна.
Поскольку железнодорожный транспорт является источником повышенно опасности, дальнейшая перевозка пассажиров в вагонах модели 61-4192 может привести к травмированию и/или гибели пассажиров. Ространснадзор в соответствии с представленными ему полномочиями (п. 6.7 Положения о Ространснадзоре) выдал обязательное для исполнения предписание 01.12.2009 г. N 01ГС/12-09 об отставлении от эксплуатации в скоростном движении вагоны модели 61-4192 вице-президенту общества Акулову М.Д., который является ответственным за организацию перевозок пассажиров и багажа.
Поскольку предписание Ространснадзора исполнено не было, то в отношении вице-президента общества Акулова М.П. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушения законодательства.
Протокол и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении вице-президента Акулова М.П. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ были направлены на рассмотрение в суд.
Постановлением мирового судьи судебного участка 382 Красносельского района г.Москвы Акулов М.П. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Ространснадзором правомерно было издано предписание и выдано ответственному за организацию перевозок пассажиров и грузов М.П. Акулову.
Суды обеих инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащего применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция в илу статьи 286 АПК РФ не имеет.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09 марта 2010 г.. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2010 г. по делу N А40-162927/09-106-997 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.