г. Москва |
|
7 мая 2013 г. |
Дело N А40-94144/12-10-874 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Тихоновой В. К.,
судей Дербенева А. А., Русаковой О. И.,
при участии в заседании:
от истца - не явился,
от ответчика - Есаулов И.В. - по доверенности от 29.09.2011 N 01400-493д,
рассмотрев 25 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение от 19 октября 2012 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Пуловой Л.В., на постановление от 12 февраля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Кораблевой М.С., Левиной Т.Ю.,
по иску Департамента лесного комплекса Вологодской области
о взыскании долга по арендной плате
к ОАО "Газпром"
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") о взыскании задолженности по арендной плате в размере 15 546,96 руб. по договору аренды лесного участка N 13/340 от 17.01.2011 (с учетом принятого судом уточнения искового требования).
Исковое требование предъявлено на основании ст. ст. 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано неисполнением обязанности по внесению арендной платы за период с 01.01.2012 по 26.01.2012.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2012 по делу N А40-94144/12-10-874, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013, с ОАО "Газпром" в пользу Департамента лесного комплекса Вологодской области взыскано 1 554,70 руб., части требований неустойки производство по делу прекращено, в остальной части иска отказано.
Законность вынесенных судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента лесного комплекса Вологодской области, который полагает, что судами при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права, поскольку при расчете задолженности по арендной плате и неустойки судами применен поправочный коэффициент 0,1, установленный в отношении лесных участков при эксплуатации линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, данный коэффициент не может быть применен при строительстве линейного объекта, в связи с чем просит изменить решение суда первой инстанции в части взыскания задолженности в размере 1 554,70 руб., принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика задолженности в размере 15 546,96 руб.
ОАО "Газпром" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые акты законными и обоснованным.
В судебное заседание кассационной инстанции Департамент лесного комплекса Вологодской области не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом (информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет), что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Газпром" возражал против доводов заявителя, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав явившегося представителя, проверив правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Вологодской области (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 13/340 от 17.01.2011 площадью 42,6509 га для строительства линейного объекта "Реконструкция Грязовецкого промузла" (перемычки N 5, N 6, N 7, N 9, N 10, участок газопровода N 1, N 2) в составе стройки "Расширение и реконструкция Грязовецкого промузла".
В соответствии с п. 2.1 договора размер арендной платы составлял 218 853,03 руб. в год и рассчитывался в соответствии с приложением N 7 к договору.
Согласно п. 2.3 договора размер арендной платы подлежит изменению при изменении составляющих формулы исчисления арендной платы, указанной в приложении N 7 к договору. При изменении размера арендной платы арендодатель извещает арендатора уведомлением о размере арендной платы и сроках ее внесения в письменной форме.
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации N 109 от 25.02.2011 о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 был установлен поправочный коэффициент 0,1 подлежащий применению в 2012 году к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности при эксплуатации линейных объектов.
Как установили суды, линейный объект, для строительства которого был передан указанный земельный участок, был введен в эксплуатацию согласно распоряжению от 30.12.2011 N 1074.
В силу ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 указанного Кодекса).
В ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Кодекса).
В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочие по их предоставлению в аренду делегировано органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регламентируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлен годовой размер арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Установление размера арендной платы за пользование участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации N 109 от 25.02.2011 о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 был установлен поправочный коэффициент 0,1 подлежащий применению в 2012 году к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности при эксплуатации линейных объектов.
Как установили суды, линейный объект, для строительства которого был передан указанный земельный участок, был введен в эксплуатацию согласно распоряжению от 30.12.2011 N 1074
Таким образом, поскольку стоимость аренды государственных (муниципальных) лесных участков относится к категории регулируемых цен, линейный объект, для строительства которого был предоставлен земельный участок по договору, был введен в эксплуатацию к началу спорного периода, данный договор был заключен сторонами без проведения аукциона, суды пришли к правильному выводу о том, что арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы.
Учитывая отсутствие доказательств внесения ответчиком арендной платы в спорный период, суды правомерно удовлетворили требования в части и взыскали задолженность по арендной плате с применением поправочного коэффициента за указанный период в размере 1 554,70 руб.
При таких обстоятельствах судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, приняты с соблюдение норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 октября 2012 года по делу N А40-94144/12-10-874, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2013 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К.Тихонова |
Судьи |
А.А.Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.