г. Москва |
|
13 мая 2013 г. |
Дело N А40-101030/12-152-578 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.
при участии:
от заявителя Шиловой А.В., дов. от 01.02.2013 N 07-03/2013
от заинтересованного лица Абакумовой Ю.И., дов. от 29.08.2012 N ИА/28064, Пастухова А.А, дов. от 21.09.2012 N ИА/30847
рассмотрев 07 мая 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - заинтересованного лица
на решение от 23 ноября 2012 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьёй В.Н. Семушкиной,
на постановление от 04 марта 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Э.В. Якутовым, И.В. Бекетовой, В.А. Свиридовым,
по делу N А40-101030/12-152-578
по заявлению открытого акционерного общества "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" (г. Сыктывкар, ОГРН 1071101003830) об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы (г. Москва, ОГРН 1047796269663) от 22.06.2012 N ЦА/19815
третьи лица: открытое акционерное общество "Абезь" (п. Абезь, 2 ОГРН 1121102000744), Агентство Республики Коми по управлению имуществом (г. Сыктывкар),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" (далее - ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 22.06.2012 N ЦА/19815 по рассмотрению ходатайства названного общества о даче предварительного согласия на осуществление сделки по приобретению 100% акций открытого акционерного общества "Абезь" (далее - ОАО "Абезь").
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены ОАО "Абезь", Агентство Республики Коми по управлению имуществом (далее - Агентство).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013, заявленное по делу требование удовлетворено.
Суд также обязал ФАС России устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" путем повторного рассмотрения ходатайства названного общества о даче предварительного согласия на осуществление сделки по приобретению этим обществом 100% акций ОАО "Абезь".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФАС России подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалась на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Утверждала, что договор мены в рассматриваемом случае является мнимой сделкой, а одобрение сделки приведет к нарушению конкуренции.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность обжалуемых судебных актов. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции 17.04.2013 размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, Республика Коми в лице Агентства владеет 100% акций ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" и 100% акций ОАО "Абезь". Данные общества не входят в одну группу лиц.
Действуя в рамках требований статей 28 и 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" обратилось в ФАС России с ходатайством о согласовании получения в качестве вклада в свой уставный капитал 100% пакета акций ОАО "Абезь". Приобретение акций предполагалось путем заключения договора мены, в соответствии с условиями которого ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" должно было передать в собственность Агентства размещенные им обыкновенные именные бездокументарные акции, а Агентство - передать регистратору акций передаточное распоряжение на отчуждение 100% акций ОАО "Абезь" для регистрации перехода права собственности на них в пользу Фонда в реестре владельцев именных ценных бумаг.
Решением от 22.06.2012 N ЦА/19815 ФАС России отказала ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" в удовлетворении данного ходатайства. По мнению антимонопольного органа требующая согласования сделка не соответствует положениям Федерального закона от 06.12.2011 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), что приведет или может привести к ограничению конкуренции.
ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" оспорило в судебном порядке указанное решение антимонопольного органа.
Статья 28 Закона о защите конкуренции устанавливает перечень сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, для совершения которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа.
Лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок, перечисленных в статье 28 Закона о защите конкуренции, предоставляют в антимонопольный орган соответствующее ходатайство (пункт 3 части 1 статьи 32 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства в случае, если заявленная в ходатайстве сделка, иное действие, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия).
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что антимонопольный орган не представил доказательств того, что заключение заявленной к согласованию сделки идет вразрез с требованиями Закона о защите конкуренции, приведет или может привести к ограничению конкуренции. Кроме того, сославшись на положения части 1 статьи 5, пункта 1 и 2 статьи 25 Закона о приватизации, суды обоснованно отметили, что Агентство правомочно вносить в уставный капитал заявителя 100 % пакет акций ОАО "Абезь" и подобные действия не влекут за собой нарушения чьих-либо прав и законных интересов.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о несоответствии законодательству оспариваемого решения антимонопольного органа.
Довод жалобы о мнимом характере договора мены не принимается во внимание. Как правильно указал суд первой инстанции, функции антимонопольного органа ограничены сферой действия норм антимонопольного законодательства.
Ссылка в жалобе на возможное выбывание ОАО "Абезь" из собственности Республики Коми и последующей передачи заявителю отклоняется как несостоятельная. Суды установили, что именно Республика Коми владеет 100 % акций как ОАО "Абезь", так и заявителя.
Подлежит отклонению также довод о нарушении Закона о приватизации ввиду непроведения торгов по приобретению акций ОАО "Абезь". Как верно указали суды, положения Закона о приватизации позволяют Агентству вносить государственное имущество в виде вклада 100 % пакета акций ОАО "Абезь" в уставный капитал ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми".
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2013 года по делу N А40-101030/12-152-578 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что антимонопольный орган не представил доказательств того, что заключение заявленной к согласованию сделки идет вразрез с требованиями Закона о защите конкуренции, приведет или может привести к ограничению конкуренции. Кроме того, сославшись на положения части 1 статьи 5, пункта 1 и 2 статьи 25 Закона о приватизации, суды обоснованно отметили, что Агентство правомочно вносить в уставный капитал заявителя 100 % пакет акций ОАО "Абезь" и подобные действия не влекут за собой нарушения чьих-либо прав и законных интересов.
...
Подлежит отклонению также довод о нарушении Закона о приватизации ввиду непроведения торгов по приобретению акций ОАО "Абезь". Как верно указали суды, положения Закона о приватизации позволяют Агентству вносить государственное имущество в виде вклада 100 % пакета акций ОАО "Абезь" в уставный капитал ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2013 г. N Ф05-4357/13 по делу N А40-101030/2012