г. Москва |
|
2 октября 2014 г. |
Дело N А41-12398/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 02.10.2014 г.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "ДЭЛТОН-Групп" Клевитов П.В. - дов. от 05.08.13 г. N 3
от заинтересованного лица - Администрации Каширского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 25 сентября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ДЭЛТОН-Групп"
на решение от 16 мая 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Бондаревым М.Ю.,
на постановление от 23 июля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.
по заявлению ООО "ДЭЛТОН-Групп" (ОГРН: 1065019012805)
к Администрации Каширского муниципального района Московской области
о признании действий незаконными
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДЭЛТОН-Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Каширского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на возмездное приобретение в собственность арендуемого недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, и обязании органа местного самоуправления совершить действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.05.2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 г., отказано в удовлетворении заявленных требований общества.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой общества, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить его кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, между муниципальным образованием "Каширский муниципальный район", от имени которого действовал Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области (арендодатель), и ООО "ДЭЛТОН-Групп" (арендатор) 01.08.2007 г. был заключен договор аренды нежилого помещения N 22, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду без права выкупа нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, Каширский р-н, г. Ожерелье, ул. Ленина, д. 5, корп. 1 (далее Помещение) сроком с 01.08.2007 по 30.06.2008, а 01.02.2008 г. был заключен договор аренды нежилого помещения N 12 (Договор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, Каширский р-н, г. Ожерелье, ул. Ленина, д. 5, корп. 1, сроком с 01.02.2008 по 31.01.2013. Дополнительным соглашением сторонами в Договор были внесены изменения в части установления срока аренды с 01.02.2013 по 30.06.2015.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 23.12.2013 г. N 12 о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Сообщением от 16.01.2014 г. N 1464/6 администрацией в выкупе обществом арендуемого помещения отказано.
Не согласившись с решением администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды посчитали законным отказ администрации.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. N144-ФЗ, действовавшей в период обращения индивидуального предпринимателя в администрацию), субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) утратил силу с 1 июля 2013 года - Федеральный закон от 02.07.2013 N 144-ФЗ;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу положений части 2.1 статьи 9 Федерального закона 22.07.2008 N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01.09.2012 г. года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Таким образом, Закон N 159-ФЗ в указанной редакции предоставил право выкупить арендованное имущество как тем предпринимателям, чье имущество не включено в упомянутый перечень (в этом случае субъект малого (среднего) предпринимательства по состоянию на 01.07.2013 г. должен арендовать указанное имущество непрерывно в течение двух и более лет); так и для включенных в перечень, если такое имущество на 01.09.2012 г. арендовалось непрерывно в течение пяти и более лет и находилось в перечне в течение пяти и более лет до подачи такого заявления.
Право на включение арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в упомянутый перечень было предоставлено федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ.
Общество, отвечая критерию отнесения к субъекту малого предпринимательства, в соответствии с ч.2 ст.9 и ч.2 ст.10 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), в силу положений Федерального закона N 159-ФЗ с 01.01.2009, соответствуя установленным ст.3 этого Закона требованиям, получило возможность по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст.4 Закона N 209-ФЗ и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Суды посчитали, что на момент обращения с заявлением, у общества отсутствовало одно из условий, при которых может быть реализовано преимущественное право на выкуп арендуемого нежилого помещения, так как до дня подачи обществом заявления на выкуп помещений (23.12.2013 г.) еще не истек пятилетний срок, установленный п.2 ч.2.1 ст.9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ.
С данным утверждением согласиться нельзя, поскольку испрашиваемое помещение находится в пользовании общества более 5 лет.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении от 01.12.2011 N 9646/11 по делу N 9646/11 по делу N А40-97868/10-21-538, включение уполномоченными органами власти арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, после опубликования Закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных данным Законом, что не может быть признано законным.
Позиция Высшего Арбитражного Суда направлена на защиту тех- предпринимателей, которые получили право на преимущественный выкуп и по новой редакции Закона N 159-ФЗ те стали соответствовать заложенным в закон критериям по новым правилам, и чье имущество было включено в Перечень после опубликования Закона N 159-ФЗ, т.е. законодательного введения норм о праве на выкуп, при условии соблюдения ими иных требований, изложенных в ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
Учитывая, что суды правильно установили фактические обстоятельства, но нарушены нормы права, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив требования общества.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 мая 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2014 года по делу N А41-12398/14 отменить.
Признать незаконным отказ Администрации Каширского муниципального района Московской области ООО "Дэлтон-групп" в реализации преимущественного права на возмездное приобретение в собственность арендуемого недвижимого имущества: нежилого здания, кадастровый номер 50:37:0070111:1039 площадью 294,2 кв.м. по адресу: Московская область, Каширский район, г. Ожерелье, ул. Ленина, д. 5, корп.1, находящегося в муниципальной собственности.
Обязать Администрацию Каширского муниципального района Московской области в 2-х месячный срок заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого нежилого имущества, в 2-х недельный срок с даты принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером 50:37:0070111:1039 площадью 294,2 кв.м. по адресу: Московская область, Каширский район, г. Ожерелье, ул. Ленина, д. 5, корп. 1 с рассрочкой платежа на три года; в 10-дневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить ООО "Дэлтон-групп" проект договора купли-продажи недвижимого имущества.
Взыскать с Администрации Каширского муниципального района Московской области госпошлину в размере 12 000 (двенадцать тысяч рублей) рублей в пользу ООО "Дэлтон-групп" (ОГРН 1065019012805).
Председательствующий |
В.А. Долгашева |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.