г. Москва |
|
17 мая 2013 г. |
Дело N А40-106033/12-152-634 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя Администрация г. Екатеринбурга - Кожевников О.А. - дов. от 28.12.2012 г. N 359/05/50.2-03
от ответчика ФАС России - Николаичева И.В. - дов. от 18.02.2013 г. N ИА/9425/13, Макарина А.А. - дов. от 12.04.2013 г. N ИА/14634/13
от третьего лица ЗАО "КОМСТАР-Регионы" - Толстобров С.Л. - дов. от 30.01.2013 г. N 000212113
рассмотрев 14 мая 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Екатеринбурга
на решение от 28 декабря 2012 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Семушкиной В.Н.,
на постановление от 06 марта 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.
по заявлению Администрации г. Екатеринбурга
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения и предписания
третье лицо: ЗАО "КОМСТАР-Регионы"
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Екатеринбурга (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 30.05.2012 г. по делу N 1 15/24-12 в части нарушения п. 1, 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем принятия Администрацией постановления от 16.09.2011 г. N3876 "Об ограничении размещения волоконно-оптических линий связи на опорах наружного освещения и контактной сети на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в части пункта 1, приложения к пункту 1, абзацев "прекратить заключение договоров на использование опор освещения и контактной сети для размещения волоконно-оптических линий связи с учетом графика", "уведомить правообладателей волоконно-оптических линий связи о расторжении договоров на использование опор освещения и контактной сети для размещения волоконно-оптических линий связи согласно графику" пункта 2 и признании незаконным предписания от 30.05.2012 г. по делу N 1 15/24-12 в части обязания Администрации в течение одного месяца со дня получения предписания прекратить вышеуказанные нарушения и внести изменения в Постановление, исключив вышеуказанные пункты (абзацы).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2012 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Посчитав вынесенные судебные акты незаконными и не основанными на нормах действующего законодательства, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал позицию поданной кассационной жалобы. Полагает вынесенные судебные акты незаконны и не основаны на нормах действующего законодательства.
Представители ФАС России и третьего лица, участвующего в деле - ЗАО "КОМСТАР-Регионы", против доводов жалобы возражали, отметив законность принятых судами решения и постановления. Просят оставить судебные акты без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения. В материалы дела представлены отзывы, в которых выражается несогласие с изложенной подателем жалобы позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд не находит оснований для отмены принятых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в антимонопольный орган поступила информация об издании Администрацией постановления N 3876 от 16.09.2011 г. "Об ограничении размещения волоконно-оптических линий связи на опорах наружного освещения и контактной сети на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Согласно указанному Постановлению Администрацией решено в целях улучшения эстетического облика города Екатеринбурга, обеспечения целевого использования опор освещения и контактной сети утвердить график демонтажа волоконно-оптических линий связи, размещенных на опорах освещения и контактной сети (приложение), в связи с чем Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Горсвет" (ЕМУП "Горсвет") и Екатеринбургскому муниципальному предприятию "Трамвайно-троллейбусное управление" (ЕМУП "ТТУ") поручено: провести инвентаризацию опор наружного освещения и контактной сети для выявления правомерности размещения на них волоконно-оптических линий связи; установить правообладателей волоконно-оптических линий связи, размещенных на опорах наружного освещения и контактной сети; прекратить заключение договоров на использование опор освещения и контактной сети для размещения волоконно-оптических линий связи с учетом графика; уведомить правообладателей волоконно-оптических линий связи о расторжении договоров на использование опор освещения и контактной сети для размещения волоконно-оптических линий связи согласно графику.
Демонтажу согласно вынесенному Постановлению решено подвергнуть все волоконно-оптические линии связи вне зависимости от установления факта правомерности (неправомерности) их размещения на опорах наружного освещения и контактной сети.
На основании статей 39, 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ФАС России принято решение о возбуждении в отношении Администрации дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения 30.05.2012 г. вынесено решение N 1 15/24-12, согласно которому Администрация признана нарушившей пункты 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части в части указания в вынесенном Постановлении в пункте 1, приложения к пункту 1, абзацев "прекратить заключение договоров на использование опор освещения и контактной сети для размещения волоконно-оптических линий связи с учетом графика", "уведомить правообладателей волоконно-оптических линий связи о расторжении договоров на использование опор освещения и контактной сети для размещения волоконно-оптических линий связи согласно графику", пункта 2.
На основании вынесенного решения ФАС России выдала Администрации предписание, обязав в течение одного месяца со дня его получения прекратить нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в издании Постановления от 16.09.2011 г. N 3876 и внести в него изменения, исключив вышеуказанные пункты (абзацы).
Посчитав вынесенное антимонопольным органом решение и выданное предписание незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (ила) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона); необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона).
Статьей 4 Закона установлено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под признаками ограничения конкуренции Закон понимает сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" при градостроительном планировании территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи (пункт 1).
Пунктом 3 данной нормы предусмотрено, что организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.
Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (пункт 5 статьи 6 Закона).
Из положений законодательства о связи не следует, что органы местного самоуправления уполномочены принимать акты, устанавливающие прекращение заключения договоров, расторжения договоров на использование опор освещения и контактной сети для размещения волоконно-оптических линий связи, а также график демонтажа существующих волоконно-оптических линий связи, размещенных на опорах освещения и контактной сети.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России направила запросы 25 операторам связи (в том числе в адрес ЗАО "КОМСТАР-"Регионы").
Из полученных ответов следует, что 70% ответивших на запрос операторов размещают волоконно-оптические линии связи для оказания услуг электросвязи на опорах контактной сети ЕМУП "ТТУ" и опорах освещения ЕМУП "Горсвет"; исполнение Постановления Администрации негативным образом отразится на деятельности большинства операторов связи, существенно ухудшится покрытие сотовой сети, ухудшится качество оказываемых услуг, существенно ограничатся или вообще прекратятся программы сетевого развития, а для мелких операторов связи - прекратится осуществление хозяйственной деятельности. Кроме того, стоимость услуг для конечного потребителя увеличится на 35% и более; единственным альтернативным вариантом размещения волоконно-оптических линий связи являются линейно-кабельные сооружения связи ОАО "Ростелеком"; собственные линейно-кабельные сооружения у операторов связи (кроме ОАО "Ростелеком") на территории города Екатеринбурга отсутствуют.
На основании полученных ответов антимонопольный орган пришел к выводу, что демонтаж линий связи влечет для операторов связи прекращение деятельности по оказанию услуг связи, поскольку демонтажу подлежат линии связи, образующие опорную и магистральную сети, которые являются ядром сети связи и без которых невозможно оказание услуг связи; отсутствуют иные реальные способы размещения линий связи на территории г.Екатеринбурга; стоимость переноса волоконно-оптических линий связи и/или строительства собственных линий является очень высокой.
ФАС России также установила, что на основании изданного Администрацией постановления ЕМУП "Горсвет" и ЕМУП "ТТУ" приступили к его исполнению, направив операторам связи, в том числе ЗАО "КОМСТАР-Регионы", письма о прекращении договоров на размещение ВОЛС.
Таким образом, ФАС России пришла к обоснованному выводу о том, что изданным постановлением Администрация содействует устранению конкуренции на рынке услуг связи путем оставления единственного участника рынка - ОАО "Ростелеком", обладающего собственной инфраструктурой для размещения линий связи.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Позиция подателя кассационной жалобы исследовалась судами и ей дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2013 года по делу N А40-106033/12-152-634 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.