г. Москва |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А40-91389/12-55-843 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей: Новоселова А.Л., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца: Шутова А.Ю., доверенность от 01.01.2013 N Д-5/2013
от ответчика: Бирюкова С.С., доверенность от 23.11.2010 N 981-Д
рассмотрев 13 мая 2013 года в судебном заседании кассационную
жалобу ОАО "Российские железные дороги"
решение от 22 октября 2012 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дубовик О.В.
на постановление от 21 января 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями: Трубицыным А.И., Верестовой М.Е., Лаптевой О.Н.
по иску ООО "Системный транспортный сервис" (Москва, ОГРН 1077759187417)
о взыскании неустойки
к ОАО "Российские железные дороги" (Москва, ОГРН 1037739877295)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Системный транспортный сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с иском о взыскании 1 841 802 руб. 72 коп. неустойки за просрочку доставки груза (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013, исковые требования удовлетворены в части взыскания 1 200 000 руб. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
ОАО "РЖД" не согласилось с мотивами суда, изложенными в принятых по делу судебных актах, относительно неприменения пункта 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.08.2003 N 27 (далее - Правила N 27), к перевозке порожних вагонов, неочищенных от ранее перевозимого опасного груза и неправомерном отклонении доводов ответчика об увеличении срока доставки на 1 сутки по отправкам NN ЭИ154800, ЭИ069676, ЭИ070011 и ЭИ070111.
Заявитель жалобы просит изменить решение и постановление в части выводов о неприменении пункта 5.12 Правил N 27 и признать позицию ОАО "РЖД" в этой части обоснованной.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в апреле 2012 года филиалами ОАО "РЖД" были нарушены сроки доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, что явилось основанием обращения общества в суд с иском о взыскании неустойки на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении иска со ссылкой на статью 785 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 33, 97 и 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу о нарушении ответчиком сроков доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов. Размер неустойки уменьшен судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд признал несостоятельной ссылку ОАО "РЖД" на то, что срок доставки порожних вагонов, в которых перевозился опасный груз, подлежит увеличению на 1 сутки, поскольку порожние вагоны являются самостоятельным видом груза. Правила N 27 не содержат такого основания для увеличения срока доставки порожних вагонов, как перевозка неочищенного от остатков опасного груза вагонов.
Между тем, суд не учел следующее.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами N 27.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 27 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Пунктом 5.12. Правил N 27 предусмотрено, что срок доставки увеличивается на 1 сутки при перевозке опасных грузов.
С учетом Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, принятых на 50-ом заседании Совета по международному транспорту государств - участников Содружества, топливо печное легкое (температура вспышки более 60 град и не более 100 град) относится к опасным грузам, срок доставки которого увеличивается на 1 сутки.
Согласно пункту 2.1.26 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, если на месте выгрузки очистка и обработка вагона или контейнера не производилась, то этот вагон или контейнер перевозится на условиях ранее перевозимого опасного груза.
В соответствии с пунктом 2.1.31 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, в случае перевозки неочищенных транспортных средств, содержащих остатки опасных грузов любого класса, в накладной в графе "Наименование груза" должно быть указано "Порожний вагон", за которым должны следовать слова "Последний груз" вместе с информацией о последнем перевозившимся грузе: код опасности, наименование груза, знаки опасности, номер аварийной карточки.
Представленные ОАО "РЖД" железнодорожные накладные N N ЭИ154800, ЭИ069676, ЭИ070011 и ЭИ070111, содержат данные во исполнение вышеуказанного пункта Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, что свидетельствует о перевозке порожнего вагона на условиях ранее перевозимого опасного груза.
С учетом изложенного довод ОАО "РЖД" относительно увеличения срока доставки на 1 сутки по отправкам N N ЭИ154800, ЭИ069676, ЭИ070011 и ЭИ070111 и отсутствии в связи с этим оснований для привлечения перевозчика к ответственности, предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, по указанным отправкам является правильным.
Однако, учитывая, что неприменение арбитражным судом пункта 5.12 Правил N 27 в отношении отправок NN ЭИ154800, ЭИ069676, ЭИ070011 и ЭИ070111 не привело к принятию неправильного решения по существу спора, судебная коллегия находит возможным оставить без изменения обжалуемые судебные акты, указав на ошибочность выводов суда относительно просрочки доставки порожних вагонов по железнодорожным накладным NN ЭИ154800, ЭИ069676, ЭИ070011 и ЭИ070111.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2012, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по делу N А40-91389/12-55-843 оставить без изменения, исключив из мотивировочной части решения суда первой инстанции и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда вывод о неприменении пункта 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом к перевозке порожних вагонов, неочищенных от ранее перевозимого опасного груза.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
А.Л. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.