г. Москва |
|
3 октября 2014 г. |
Дело N А40-16665/14-92-145 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 03.10.2014.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашева В.А.,
судей Дудкина О. В., Латыпова Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - негосударственное образовательное учреждение Международный центр образования "Атлантик" - Львова С.В. - дов. от 10.09.14 г. N 39
от административного органа - Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Михайлова В.В. дов. от 27.12.13 г. N 1/5-5388
рассмотрел 01 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу негосударственного образовательного учреждения Международный центр образования "Атлантик" - заявителя
на решение от 21.04.2014
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 30.06.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по заявлению негосударственного образовательного учреждения Международный центр образования "Атлантик" (ОГРН:1097799007591)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное образовательное учреждение Международный центр образования "Атлантик" (далее - НОУ "Атлантик", учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями об оспаривании постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, миграционный орган) от 14.01.2014 по делам об административных правонарушениях N 22, 38, которыми учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 и по части 5 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административных штрафов в размере 400 000 рублей за каждое правонарушение.
Данные заявления НОУ "Атлантик" приняты к производству и рассмотрению в рамках дел N А40-16665/14-92-145 и N А40-16646/14-92-142.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2014 дела А40-16665/14-92-145 и N А40-16646/14-92-142 объединены в одно производство N А40-16665/14-92-145.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы учреждением указано на неполное исследование судами фактических обстоятельств дела и неправильное применение норм миграционного законодательства.
В связи с обстоятельствами, предусмотренными статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Адамовой В.Б. на судью Долгашеву В.А.
В заседании суда кассационной инстанции представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представил суду оригинал кассационной жалобы, поданной в электронном виде через систему "Мой арбитр", который при отсутствии возражений со стороны представителя другой стороны приобщены к материалам дела.
Представитель УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.11.2013 Прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга с привлечением УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была проведена проверка по соблюдению миграционного законодательства при осуществлении деятельности НОУ "Атлантик".
В ходе проверки выявлен факт нарушения учреждением, как приглашающей стороной, выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации гражданки Канады Армау Анжела 11.08.1977 года рождения, установленного порядка оформления документов на право пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина в период с 26.11.2013 по 09.12.2013 по адресу: г. Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 40, корп. 2, лит. А.
При проведении проверки также выявлено, что учреждением, привлекшим высококвалифицированного специалиста-преподавателя гражданку соединенного королевства (Великобритания) Коттис Кристину Марию 11.11.1957 года рождения, не уведомлен орган ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы данному высококвалифицированному специалисту в срок до 31.10.2013 (включительно) за 3 квартал 2013.
По результатам проверки были составлен акт проверочных мероприятий от 26.11.2013, а также вынесены постановления от 09.12.2013 о возбуждении в отношении НОУ "Атлантик" дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 18.9 и частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ.
Постановлениями УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14.01.2014 НОУ "Атлантик" признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 18.9 и частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ и ему назначены административные наказания в виде административных штрафов в размере 400.000 рублей за каждое правонарушение.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия элементов состава административных правонарушений, соблюдения порядка и сроков привлечения учреждения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 18.9 КоАП РФ нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях.
Работодатель и заказчик работ (услуг) в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.5 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 Закона.
Как следует из материалов дела, гражданка Канады Армау Анжела прибыла в Российскую Федерацию на основании визы с целью поездки "преподаватель", предоставляющей право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, а его работодателю - привлекать и использовать иностранного работника без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Судами установлено, что 05.12.2013 в отношении данной иностранной гражданки принято решение о сокращении срока пребывания в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 названного закона решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Продление срока действия визы допускается при сохранении категории, вида, количества разрешенных въездов и цели поездки иностранного гражданина в соответствии с пунктом 68 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 335, и пунктом 73 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом ФМС России от 08.11.2007 N 430.
Поскольку продление срока действия визы допускается при сохранении категории, вида, количества разрешенных въездов и цели поездки иностранного гражданина, после получения иностранным гражданином разрешения на работу, он продолжил пребывать на территории Российской Федерации с целью, не соответствующей цели въезда - "работа по найму". Таким образом, изменились условия, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 13 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 335, цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем целей поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Указанный перечень утверждается компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пунктам 67 и 69 Раздела 6 Перечня "Цели поездок", используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом МИД России, МВД России и ФСБ России от 27.12.2003 N 19723А/1048/922, цель поездки "работа по найму" используют иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию с целью осуществления своей профессиональной деятельности, а цель поездки "преподаватель" используют иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию с целью преподавания в ВУЗах, средних специальных и профессиональных учебных заведениях.
Поскольку НОУ МЦО "Атлантик" не является высшим учебным заведением, средним специальным и профессиональным учебным заведением, то иностранный гражданин, как высококвалифицированный специалист, получивший разрешение на работу, подтвердил иную цель пребывания в Российской Федерации - "работа по найму".
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основаниями для выдачи иностранному гражданину визы является приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Установив, что НОУ "Атлантик" нарушен установленный порядок оформления документов (соответствия цели въезда) на право пребывания иностранного гражданина в Российской федерации, административный орган правомерно классифицировал действия общества как правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ, с чем обоснованно согласились суды.
Изложенная в кассационной жалобе ссылка учреждение на отсутствие его вины во вмененном правонарушении, была предметом исследования судов и обоснованно отклонена.
В соответствии с частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, или о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года либо непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет в налоговом органе, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из пункта 13 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147, работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять соответственно ФМС России или ее уполномоченный территориальный орган, выдавший разрешение на работу высококвалифицированному специалисту, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированному специалисту. Уведомление о выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированному специалисту оформляется по состоянию на последний день квартала календарного года.
Указанная обязанность в отношении высококвалифицированного специалиста-преподавателя гражданки Великобритании Коттис Кристину Мари НОУ "Атлантик" не исполнена, в связи с чем суды обоснованно указали на наличие в действиях учреждения состава правонарушения, установленного частью 5 статьи 18.15 КоАП РФ.
Порядок привлечения учреждения к административной ответственности судами проверен и обоснованно признан соблюденным.
Ссылка на отсутствие у присутствовавшего при вынесении постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях представителя учреждения Курта Омера полномочий по представлению интересов учреждения, является несостоятельной, поскольку наличие у данного представителя соответствующих полномочий следует из содержания выданной ему доверенности от 28.11.2013 N 17, а также вытекает из иных установленных по делу обстоятельств.
Что касается иных доводов заявителя кассационной жалобы, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Указанные доводы судами рассмотрены и им дана оценка, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу N А40-16665/14-92-145 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.