г. Москва |
|
04 июня 2013 г. |
Дело N А40-132475/12-106-651 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Очаковский комбинат ЖБИ" Ходюшина В.Н. по доверенности от 17 сентября 2012 года
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы) Павкина В.В. по доверенности от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-139/13
рассмотрев 30 мая 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Очаковский комбинат ЖБИ"
на решение от 29 ноября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузнецовой С.А.
на постановление от 25 февраля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Якутовым И.В.
по делу N А40-132475/12-106-651
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Очаковский комбинат ЖБИ" (ОГРН 1027739510423)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Очаковский комбинат ЖБИ" (далее - ООО "Очаковский комбинат ЖБИ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконными действий, выразившихся в отказе, оформленного письмом от 05 июля 2012 года N 33-5-7621/12-(0)-1, по оформлению земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, проезд Ступинский, пр. 5451 (Промзона 28-А "Бирюлева"), об обязании устранить допущенные нарушения посредством оформления договора купли-продажи земельного участка путем издания соответствующего распоряжения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы просил произвести замену ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы в связи с реорганизацией.
Выслушав мнение представителя ООО "Очаковский комбинат ЖБИ", рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции, с учетом Постановления Правительства Москвы от 08 февраля 2013 года N 49-ПП "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы", считает возможным заменить Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы.
Представитель ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 17 мая 2012 года ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" в режиме "одного окна" обратилось с заявлением на оформление договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009005:2, площадью 50466 кв.м, разрешенное использование: для строительства и последующей эксплуатации центральной комплектовочной базы, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Ступинский, пр. 5451 (Промзона 28-А "Бирюлево").
На данном земельном участке расположены принадлежащие ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" на праве собственности нежилые здания по адресам: г. Москва, ул. Булатниковская, д. 22; г. Москва, ул. Булатниковская, д. 22, стр. 2; г. Москва, ул. Булатниковская, д. 22, стр. 4; г. Москва, ул. Булатниковская, д. 22, стр. 5 и ж/д путь протяженностью 430 м, а также находящиеся на балансе ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" вспомогательные некапитальные строения и сооружения.
В свою очередь, на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0009005:2 Департаментом земельных ресурсов города Москвы с ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" был оформлен договор аренды от 27 декабря 1993 года N М-05-000351 сроком действия по 27 декабря 2042 года для целей строительства и последующей эксплуатации центральной комплектовочной базы.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" и приложенных к нему документов, письмом от 05 июля 2012 года N 33-5-7621/12-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы сообщил ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, проезд Ступинский, пр. 5451 (Промзона 28-А "Бирюлево"), поскольку, разрешенное использование данного земельного участка не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и подлежит уточнению в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве". При этом заявителю было предложено представить правоустанавливающие документы, подтверждающие имущественные права на весь комплекс зданий, строений, расположенных на земельном участке и находящийся в собственности заявителя, а также привести адрес земельного участка в соответствие с оформленными документами, подтверждающими имущественные права на объекты недвижимости, расположенные на данном участке.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с действующим законодательством. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Требование о продаже в собственность земельного участка не может быть удовлетворено, если в нарушение требований статьи 33 ЗК РФ отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Под установленным порядком определения границ земельного участка понимается его описание и индивидуализация в Едином государственном кадастре земель, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
При этом в соответствии с требованиями статей 33, 35, 36 ЗК РФ и разъяснениями пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" подлежат определению предельные размеры площади земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий общества.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правильно исходили из того, что доказательств, свидетельствующих об установлении размера земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 33 ЗК РФ, не представлено.
В соответствии с данными Информационной системы Реестра единых объектов недвижимости, отражающей сведения электронного обмена информацией Государственного кадастра недвижимости, Департамента земельных ресурсов города Москвы, Бюро технической инвентаризации, Москомархитектуры, Единого государственного реестра прав, Ортофотоплана территории города Москвы на земельном участке с кадастровым N 77:05:0009005:2 расположены следующие объекты, учтенные в ТБТИ: административный корпус, площадью 143 кв.м (площадь стройки 106 кв.м), материал стен: панели типа "Сэндвич", имеющий адресный ориентир: Булатниковская ул. д. 22; пост охраны, площадью 15 кв.м (площадь стройки 39 кв.м), материал стен: панели типа "Сэндвич", имеющий адресный ориентир: Булатниковская ул., д. 22, стр. 2; трансформаторная подстанция, площадью 42 кв.м (площадь стройки 52 кв.м), материал стен: монолитный железобетон, имеющая адресный ориентир: Булатниковская ул., д. 22, стр. 3; административный корпус, площадью 72 кв.м (площадь стройки 81 кв.м), материал стен: панели типа "Сэндвич", имеющий адресный ориентир: Булатниковская ул., д. 22, стр. 4; пост охраны, площадью 15 кв.м (площадь стройки 18 кв.м), материал стен: панели типа "Сэндвич", имеющий адресный ориентир: Булатниковская ул., д. 22, стр. 5.
Кроме того, на данном участке расположен железнодорожный путь не общего пользования протяженностью 430 м.
Доказательств наличия прав на здание, имеющее адресный ориентир: ул. Булатниковская, д. 22, стр. 3 не представлено.
Право собственности ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" на железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 430 м подтверждено только 01 августа 2012 года о чем, в ЕГРП внесена запись N 77-77-22/024/2012-277.
В свою очередь, спорный земельный участок был предоставлен ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" для строительства и последующей эксплуатации центральной комплектовочной базы, то есть осуществления последним предпринимательской деятельности в пределах срока действия договора аренды земельного участка, а не как собственнику объектов недвижимости.
Вместе с тем, ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" завершена только первая очередь строительства, поскольку построены не все объекты капитального строительства, размещение которых запланировано проектом.
Кроме того, ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" на праве собственности принадлежат здания общей площадью 245 кв.м. Согласно техническим паспортам на здания площадь застройки указанными зданиями составляет 244 кв.м. Ориентировочная площадь занятая железнодорожным полотном составляет 2580 кв.м.
Между тем площадь спорного земельного участка превышает общую площадь зданий в 17 раз, что объективно указывает на занятие расположенными на нем зданиями и иными объектами менее 6% от его фактической площади, учитывая что, незанятая объектами недвижимости площадь земельного участка ориентировочно составляет 47641 кв.м.
Установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что отказ ответчика в части возможного предоставления земельного участка на праве собственности только в границах, необходимых для эксплуатации недвижимого имущества (здания), соответствует требованиям статей 33, 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 года по делу N А40-132475/12-106-651 оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Очаковский комбинат ЖБИ" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.