г. Москва |
|
12 апреля 2011 г. |
Дело N А40-97615/10-20-516 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.,
судей Дудкиной О.В., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца Федорова Р.В. - дов. N 01/07ФРВ от 16.03.2011
от ответчика - не явился
от третьего лица - МИФНС РФ N 48 по г. Москве - Романова Л.Л. - дов. N 03-11/10-8 от 11.01.2011
рассмотрев 05.04.2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области
на решение от 20.10.2010
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Бедрацкой А.В.,
на постановление от 14.01.2011
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Окуловой Н.О., Кольцовой Н.Н., Крекотневым С.Н.,
по иску (заявлению) ОАО "Вимм - Билль - Данн"
об обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, направить его в налоговый орган, обязании оформить заявление на возврат взносов и направить в УФК
к ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области и Межрайонной ИФНС РФ N 48 по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Вимм-Билль-Данн" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области (далее - Пенсионный фонд), МИФНС России N 48 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) об обязании Пенсионного фонда принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 8 722 627 руб. 36 коп., направить указанное решение в налоговый орган, об обязании Инспекции оформить заявление на возврат суммы страховых взносов и направить в УФК. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в обоснование своих требований повторяет доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на заявление.
Рассмотрев дело в отсутствии представителя Пенсионного фонда, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя Инспекции, представителя Общества, возражавшего против отмены судебных актов по изложенным в них и в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях, основаниям, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Инспекцией и Обществом 18.05.2010 проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в том числе и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
По итогам сверки составлен акт сверки N 2673 за период с 01.01.2010 по 31.03.2010 по состоянию расчетов на 01.04.2010, из которого следует, что по состоянию на 01.04.2009 заявитель имеет переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемый в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, уплаченных в отношении филиалов, обособленных подразделений в регионах по месту их нахождения, всего на сумму 8 722 627 руб. 36 коп.
Факт наличия излишней уплаты подтвержден заявителем документально и не оспаривается Инспекцией и Пенсионным фондом.
Удовлетворяя требования Общества, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от N 212-ФЗ 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ст. 26 указанного Закона зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При этом в силу ст. 3 Закона органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Ссылка Пенсионного фонда на отсутствие обязанности по осуществлению действий по возврату излишне уплаченных страховых взносов обоснованно не принята судами.
Из положений статьи 2, пунктов 1 и 2 статьи 13, пункта 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, Письма Федеральной налоговой службы России от 01.12.2008 N ММ-6-1/873 "О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование", следует, что обязанность по проведению зачета (возврата) страхователю излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагалась на налоговый орган.
Между тем в соответствии с пунктом 22 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" статья 25 Закона 167-ФЗ утратила силу.
Согласно статье 27 Закона N 213-ФЗ с учетом пункта 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов и пеней подлежит возврату плательщику страховых взносов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указанная обязанность возникла у Пенсионного фонда после дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ (п. 3 ст. 62 Закона).
Таким образом, суды правомерно исходили из того, что обязанность по осуществлению возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество неоднократно обращалось с соответствующими заявлениями в Пенсионный фонд как в 2009, так и в 2010 году однако, возврат указанных сумм заявителю произведен не был, в связи с чем не обоснован довод Пенсионного фонда о том, что общество в 2010 году не обращалось в органы пенсионного фонда за осуществлением возврата излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Довод Пенсионного фонда относительно неправильного распределения расходов по уплате госпошлины обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку суд распределил расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и возложил их на пенсионный фонд, в связи с тем, что настоящий спор возник из-за действий Пенсионного фонда, который, несмотря на неоднократные обращения общества, длительное время не подтверждал наличие переплаты и не производил действий по возврату указанных сумм заявителю.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться поводом для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
Иная оценка Пенсионным фондом установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Черпухина |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.