г. Москва |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А40-113283/12-72-912 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя:
1) Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов Российской академии сельскохозяйственных наук" - Тарасова А.Н., и.о директора, приказ N 189-ЛК от 21.06.2012 г., паспорт,
2) Российской академии сельскохозяйственных наук - Дашкова В.А., доверенность N 36-09/289 от 12.07.2012 г., паспорт,
от заинтересованного лица:1) Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
2) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области - Воронцова С.А., доверенность N Д-06-01/01 от 09.01.2013 г., удостоверение,
от третьего лица - Ростовского областного суда - Вервекина А.И., доверенность N 1 от 29.04.2013 г., удостоверение,
рассмотрев 17 июня 2013 г. в судебном заседании кассационные жалобы Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов Российской академии сельскохозяйственных наук" (заявителя 1) и Российской академии сельскохозяйственных наук (заявителя 2)
на решение от 25 октября 2012 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 29 января 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.И., Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-113283/12-72-912
по заявлению Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов Российской академии сельскохозяйственных наук" (ОГРН.1026103160401) и Российской академии сельскохозяйственных наук (ОГРН.1037739039062)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
об оспаривании действий и ненормативных правовых актов
третье лицо: Ростовский областной суд
УСТАНОВИЛ:
Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - заявитель 1, Институт) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - заявитель 2, Академия) обратились Арбитражный суд города Москвы с совместным заявлением в к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, Федеральное агентство) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - управление), с учетом уточнений, о признании незаконными действий, выразившихся в поручении от 25.06.2012 N СМ-16822582 "О закреплении имущества за Ростовским областном судом" и недействительным распоряжения от 20.07.2012 N 682-р "Об изъятии из оперативного управления".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, арбитражные суды исходили из того, что действия и распоряжение соответствуют нормами законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, заявители каждый в отдельности обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и неправильного применения норм права.
В обоснование своих кассационных жалоб заявители указывают, что Академия наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим на праве оперативного управления. В жалобе заявители ссылаются на то, что изъятие имущества у института произведено с нарушением требований законодательства без согласия академии.
Заявители считают, что в связи с изъятием ряда помещений не представляется возможным обеспечить деятельность учреждения, безопасные и благоприятные условия труда сотрудников на оставшихся площадях. Суды сделали необоснованные выводы об использовании спорного имущества не по назначению и о наличии излишнего имущества у Института.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором указало, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными вследствие использования Институтом не по назначению изъятых помещений. Управление предпринимало меры к согласованию вопроса об изъятии, которые остались без ответа со стороны Академии и Института.
Институт так же представил отзыв на кассационную жалобу Академии, в котором поддержало доводы последней.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя Росимущества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании кассационной инстанции представители заявителей доводы кассационных жалоб поддержали, просили вынесенные судебные акты отменить.
Представители третьих лиц - Управления и Ростовского областного суда просили оставить решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях на них, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, должностными лицами управления проведена проверка использования Институтом федерального имущества, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Соколова, д. 52, и закрепленного за ним на праве оперативного управления.
По результатам проверки составлен Акт от 20.04.2012, в котором зафиксировано, что общая площадь помещений по вышеуказанному адресу составляет 4 022,5 кв. м., из которых 2 161 кв. м.- кабинетные помещения и 1861,5 кв. м.- вспомогательные помещения. При этом, более 40% от общей площади кабинетных помещений, Институтом в уставной деятельности на протяжении длительного времени не используется (с 2000 года) и сдается в аренду сторонним организациям и индивидуальным предпринимателям, а оставшаяся площадь используемых кабинетных помещений ГНУ ВНИИЭиН (1 051,8 кв. м.) не соответствует штатной численности института (на момент проверки фактическая численность - 55, плановая- 70), в том числе, вспомогательный персонал), поскольку в соответствии с предполагаемой штатной численностью 70 человек (в том числе вспомогательный персонал) и с учетом норматива, установленного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 3, необходимая и достаточная для размещения сотрудников института площадь составляет 630 кв. м.
Письмом от 25.06.2012 N СМ-16/22582 Росимущество поручило территориальному управлению осуществить мероприятия по изъятию из оперативного управления института излишнего, используемого неэффективно недвижимого имущества, и закреплению его за Ростовским областным судом.
Во исполнение поручения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области издано Распоряжение от 20.07.2012 N 682-р "Об изъятии из оперативного управления".
Не согласившись с действия Росимущества по даче поручения и распоряжением Управления, заявители обратились в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, Институт является правопреемником Северо-Кавказского аграрного института, созданного в соответствии с Постановлением Президиума Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета от 20.02.1929 N 100/280, является подведомственной Российской академии сельскохозяйственных наук некоммерческой научной организацией.
В силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 (далее Постановление ВС РФ N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 3 раздела II "Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач" Приложения N 1 к Постановлению ВС РФ N3020-1 предусмотрено, что к объектам федеральной собственности относятся Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
В соответствии со статьями 296 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и его назначением.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 114 Конституции Российской Федерации, пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", пункта 5 раздела 2 Положения "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, Росимущество производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями (Институтом) расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Соколова, д.52 установлено, что данный институт использует переданное ему для осуществления уставных задач имущество не по назначению, большую часть помещений сдает в аренду, а также владеет помещениями с превышением установленной нормы на одного человека, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества.
Таким образом, выводы судебных инстанций о том, что спорная часть недвижимого имущества, находящаяся у института на праве оперативного управления, не использовалась последним по назначению, а также что передача части излишних помещений не повлияла негативно на его научно-производственную деятельность соответствуют нормам материального и процессуального права, а также фактическим обстоятельствам дела.
Не использовалась по назначению недвижимого имущества, находящегося у института на праве оперативного управления в силу закона является основанием для перераспределения имущества между государственными учреждениями.
Довод заявителей жалобы о том, что передача принадлежащих институту нежилых помещений третьему лицу произведена без согласия академии, был предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, и данному доводу дана надлежащая оценка. Так, из материалов дела видно, что данный вопрос согласовывался с Академией и институтом.
При таких обстоятельствах, суды, с учетом конкретных обстоятельств дела и имеющихся доказательств, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия и распоряжение соответствуют закону и не нарушают прав заявителей.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационных жалоб ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационных жалобах не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2013 года по делу N А40-113283/12-72-912 - оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.