г. Москва |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А40-146853/12-130-1424 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "БРЕТАНЬ АВТО" - Комаров А.А. - дов. от 15.01.2013 г. N 77
от ответчика Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица ООО "Лоджинг Спейс" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 20 июня 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "БРЕТАНЬ АВТО"
на решение от 31 января 2013 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Андрияновой С.М.,
на постановление от 02 апреля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Румянцевым П.В.,
по заявлению ООО "БРЕТАНЬ АВТО" (ОГРН: 1057746758145)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
о признании незаконным постановления
третье лицо ООО "Лоджинг Спейс"
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2013 г. по делу N А40-146853/12-130-1424, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 г., отказано в удовлетворении заявленных требований ООО "БРЕТАНЬ АВТО" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - Департамент) от 29.10.2012 г. N 0204-116/2012/2 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 4.34 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2012 г. по 26.10.2012 г. на основании распоряжения Департамента о проведении плановой выездной проверки от 06.08.2012 г. N 0203116/2012 проведены мероприятия по государственному экологическому контролю специализированного предприятия по продаже, ремонту и обслуживанию автомобилей марки "PEUGEOT", находящегося по адресу: Москва, улица Ивана Франко, дом 10, в ходе которой установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации прав от 05.12.2006 г. N 77АД 115376 собственником здания, расположенного по указанному адресу площадью 5364, 9 кв. м., является Общество с ограниченной ответственностью "ЛОДЖИНГ СПЭЙС" - специализированное предприятие по сдаче производственных площадей в аренду.
На основании договора аренды нежилых помещений от 01.10.2008 г. помещения общей площадью 5364, 9 кв. м., расположенные по адресу: Москва, улица Ивана Франко, дом 10 с прилегающей территорией сданы в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "БРЕТАНЬ АВТО", которое является специализированным предприятием по продаже, ремонту и обслуживанию автомобилей марки "PEUGEOT".
Для осуществления данного вида деятельности с периодичностью 2 раза в месяц заявитель получает запасные части для автомобилей. Поставка производится большегрузным автомобильным транспортом. В ходе разгрузки автотранспорта и распаковывания запасных частей для автомобилей образуются отходы картона, бумаги и полиэтиленовой пленки. Данные отходы также образуются в процессе проведения обслуживания (ремонта) автомобилей. Отходы ПЭТФ образуются и при эксплуатации кулера для воды, установленного в помещении Общества.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 22.05.2007 г. N 391-ПП "Об утверждении Перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье" отходы бумаги и картона незагрязненные, отходы ПЭТФ относятся к вторичным материальным ресурсам.
На территории Общества организовано 6 специально оборудованных площадок временного накопления отходов (1 открытая и 5 закрытых): открытая асфальтированная площадка (площадка 1) размером 2x3 м., на которой установлен бункер-накопитель объемом 8 м. и предназначена для временного хранения мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный); смета с территории; шкурки шлифовальной отработанной; тормозных колодок отработанных; отходов (мусора) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; закрытая площадка (площадка 2) размером 4x8 м., которая предназначена для временного хранения ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака; аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных с нес литым электролитом; обтирочного материала, загрязненного маслами (содержание масел более 15 %); масляных фильтров отработанных; покрышек отработанных; бумаги, загрязненной ЛКМ; лома черных металлов несортированного; масел моторных отработанных; масел трансмиссионных отработанных; закрытая площадка (площадка 3) размером 1x1 м., предназначена для сбора остатков толуола, потерявшего потребительские свойства; закрытая площадка (площадка 4) размером 2x3 м. Окрасочная камера. Фильтрующая загрузка окрасочной камеры находится в рабочем цикле до замены; закрытая площадка (площадка 5) размером 2x3 м. Очистные сооружения мойки машин. Осадок очистных сооружений от мойки машин, угольные фильтры отработанные, загрязненный минеральными маслами (содержание масла 15 % и более), всплывающая пленка из нефтеулавливателей находятся в рабочем цикле до замены и чистки; закрытая площадка (площадка 6) размером 2x3 м. Очистные сооружения мойки машин. Осадок очистных сооружений от ливнестоков, угольные фильтры отработанные, загрязненный минеральными маслами (содержание масла 15 % и более), всплывающая пленка из нефтеулавливателей находятся в рабочем цикле до замены и чистки.
Площадка для временного хранения образующихся в ходе разгрузки автотранспорта и распаковывания запасных частей для автомобилей, а также эксплуатации кулера для воды отходов картона, бумаги и ПЭТФ не организована. Указанные отходы складируются в единственном имеющемся бункере совместно с другими отходами.
На основании изложенного выше, суды пришли к выводу о не выполнению заявителем требования по раздельному сбору и временному хранению отходов картона, бумаги и ПЭТФ, являющихся вторичными материальными ресурсами.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007 г. N 391-ПП "Об утверждении Перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье" юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами, обязаны обеспечить их передачу специальным предприятиям для последующей переработки (обработки) во вторичное сырье.
В нарушение требований Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в г. Москве" и постановления Правительства г. Москвы от 22.05.2007 г. N 391-ПП "Об утверждении Перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье" отходы бумаги и картона незагрязненные и отходы ПЭТФ временно накапливаются в производственных помещениях Общества, на открытой площадке в бункере-накопителе и вывозятся для захоронения на полигон ТБО Хметьево и полигон - ТБО Горбеево.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона следует читать как "от 30.11.2005 г."
Договор со специальным предприятием для последующей переработки (обработки) во вторичное сырье образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов Обществом не заключен.
По результатам проверки составлены акт и протокол об административном правонарушении от 15.10.2012 г. N 0204-116/2012/1.
Постановлением Департамента от 29.10.2012 г. N 0204-116/2012/1 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 4.34 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000, 00 руб.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, разрешению отходов.
Под накоплением понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 68 "Об отходах производства и потребления" раздельный сбор отходов (вторичных материальных ресурсов) представляет собой деятельность по сбору, временному хранению отходов (вторичных материальных ресурсов) в соответствии с установленными классами опасности, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов (вторичных материальных ресурсов), содержанием в их составе летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона следует читать как "от 30.11.2005 г."
Согласно положениям ст. 3 Закона г. Москвы "Об отходах производства и потребления" основными принципами обращения с отходами являются разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке (п. 4); ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за раздельный сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье (п. 9).
Подпунктом 5 п. 1 ст. 7 данного Закона г. Москвы установлено, что производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны обеспечивать раздельный сбор, временное хранение вторичных материальных ресурсов.
Между тем, площадка для временного хранения образующихся в ходе разгрузки автотранспорта и распаковывания запасных частей для автомобилей, а также эксплуатации кулера для воды отходов картона, бумаги и ПЭТФ Обществом не организована.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 22.05.2007 N 391-ПП "Об утверждении Перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье" юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами, обязаны обеспечить их передачу специальным предприятиям для последующей переработки (обработки) во вторичное сырье. Требование закона Обществом не выполнено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих, что им предпринимались меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Довод Общества о малозначительности совершенного правонарушения, правомерно отклонен судами обеих инстанций, как неосновательный. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Оценив обстоятельства по делу и учитывая характер общественных отношений, суды пришли к выводу о том, что вменяемое обществу правонарушение не является малозначительным.
Иным доводам Общества судами дана надлежащая правовая оценка, иных обоснований своей позиции заявителем в кассационной жалобе не приведено, в связи с чем суд кассационной инстанции считает, что судебные акты судов обеих инстанций являются законными и обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судами полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2013 года по делу N А40-146853/12-130-1424 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.