г. Москва |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А41-25573/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27.06.2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Буяновой Н.В.,
судей: Антоновой М.К., Нагорной Э.Н.,
при участии в заседании:
от заявителей: МУП "Комбинат коммунально-бытового обслуживания" - не явился, извещен;
МУП "Техническое объединение "Гарант" - не явился, извещен;
от ответчика: ИФНС России по г. Егорьевску Московской области - Н.Н. Мартыновой (дов. от 28.12.2012 г.);
рассмотрев 26.06.2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г. Егорьевску Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2012, принятое судьей Захаровой Н. А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013, принятое судьями Мордкиной Л. М., Александровым Д. Д., Макаровской Э.П.,
по заявлению МУП "Комбинат коммунально-бытового обслуживания" и МУП "Техническое объединение "Гарант"
к ИФНС России по г. Егорьевску Московской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Егорьевское производственно-техническое объединение "Гарант" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом изменений предмета спора в порядке статьи 49 АПК РФ) к ИФНС России по г. Егорьевску Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 1222 от 06.10.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя и обязании восстановить нарушенные права путем исключения из базы расчетов с бюджетом числящейся недоимки в сумме 154 764 808 руб. 64 коп. и пени в сумме 101 632 924 руб. 64 коп.
Определением от 10.03.2011 в порядке статьи 48 АПК РФ произведена процессуальная замена заявителя - МУП "Егорьевское производственно-техническое объединение "Гарант" - на правопреемников: муниципальное унитарное предприятие "Комбинат коммунально-бытового обслуживания" (далее - заявитель, предприятие) и муниципальное унитарное предприятие "Техническое объединение "Гарант" (далее - предприятие, заявитель) в связи с реорганизацией путем разделения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.12.2012, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013, заявление удовлетворено в части признания недействительным оспариваемого решения ИФНС России по г. Егорьевску Московской области N 1222 от 06.10.2008. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворения требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что действующим законодательством не устанавливается прямой запрет на взыскание недоимки, пеней за счет денежных средств налогоплательщика - бюджетной организации на счетах в банках и за счет его иного имущества в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при условии, что такое взыскание обращено не на лицевой счет такой организации, открытый в казначействе.
Заявители надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом налогоплательщику были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа N 11595 от 28.08.2008, N 1343 от 12.03.2008, N 1651 от 22.05.2008, N 2038 от 24.07.2008, N 2227 от 22.08.2008, N 8543 от 08.04.2008, N 8739 от 12.05.2008.
В связи с неисполнением в добровольном порядке обществом обязанности по уплате налогов, указанных в требованиях, инспекция в порядке статьи 47 НК РФ вынесла оспариваемое решение N 1222 от 06.10.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Заявители не согласились с указанным решением и обжаловали его в арбитражный суд.
Признав указанный ненормативный акт налогового органа недействительным, суды правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание с этих счетов и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
В пункте 7 статьи 46 НК РФ указано, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Данное положение статьи 46 НК РФ применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сборов и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ (пункты 9 и 10 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Вместе с тем, как установлено судами, в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заявители являются бюджетными учреждениями, которое использует бюджетные средства через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, что подтверждается Уставом заявителей.
Согласно статье 239 БК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Согласно пунктам 2 и 3 данной нормы обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ из статьи 46 НК РФ исключены положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках и одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8) НК РФ внесены изменения, касающиеся определения перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке.
В частности, в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 - 48 НК РФ.
В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" также разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.
Таким образом, судами двух инстанций сделан обоснованный вывод о том, что налоговым органам не предоставлено право на списание в бесспорном порядке денежных средств с бюджетных учреждений, каковыми являются заявители, либо обращение взыскания на имущество во исполнение обязанности таких налогоплательщиков по уплате налогов (сборов), пеней и налоговых санкций, и право на принудительное взыскание может быть реализовано только в судебном порядке. Доказательств получения информации о наличии у налогоплательщиков открытых лицевых счетов в материалы дела инспекцией не представлено. Более того, налоговый орган не воспользовался предоставленными полномочиями по выявлению сведений об организационно-правовой форме заявителей и собственниках имущества, обратного материалы дела не содержат.
Федеральная налоговая служба в порядке статьи 34.2 НК РФ направила в налоговые органы письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2, в котором прямо указано на то, что "поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2 статьи 33 Кодекса)".
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, которые оценены судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2012 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 года по делу N А41-25573/08 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.