город Москва |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А41-32501/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истцов:
Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Покатилова Л.Г., дов. от 10.12.2012 г. N 50
Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Покатилова Л.Г., дов. от 09.01.2013 г. N 04
от ответчика - не явился, уведомлен
от третьих лиц:
Управление Росреестра по Московской области - не явилось, уведомлено
ООО "Вулканкомплект" - Пузиков В.В., ген. директор
рассмотрев 24 июня 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области (ответчик)
на решение от 06 ноября 2012 г. Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
и на постановление от 25 февраля 2013 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мордкиной Л.М., Коноваловым С.А., Шевченко Е.Е.
по делу N А41-32501/12
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к Территориальному управлению Росимущества в Московской области
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ООО "Вулканкомплект"
УСТАНОВИЛ: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация) и Комитет по управлению имуществом Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Комитет) обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 6.638 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0030109:58, расположенный по адресу: Московская область, г.Одинцово, Можайское шоссе, дом 8, ссылаясь в обоснование своих требований на нахождение на спорном земельном участке только четырех объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Вулканкомплект" (далее - ООО "Вулканкомплект"), два из которых были приобретены этим лицом у открытого акционерного общества "Стройиндустрия" (далее - ОАО "Стройиндустрия"), а остальные два объекта недвижимости были созданы этим лицом на основании полученных в установленном порядке разрешений на строительство за счет собственных средств в период аренды спорного земельного участка по договору от 15.07.2001 г. N 1007 с Комитетом, и на осуществление государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок без каких-либо правовых оснований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ООО "Вулканкомплект".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2012 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 г., требования удовлетворены: право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 6.638 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0030109:58 (предыдущий кадастровый номер 50:20:0030109:0000/01), категория земель - земли поселений, вид разрешенного использования - для производственных целей, расположенный по адресу: Московская область, г.Одинцово, Можайское шоссе, дом 8, обремененный договором аренды земельного участка от 15.07.2001 г. N 1007 с ООО "Вулканкомплект", признано отсутствующим.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на спорном земельном участке не имеется объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, в силу чего он относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него была произведена в отсутствие заявления уполномоченного федерального органа государственной власти.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ответчик - Территориальное управление Росимущества в Московской области настаивает на своих доводах о том, что нарушение порядка представления документов на государственную регистрацию само по себе не свидетельствует о сохранении за органом местного самоуправления прав по распоряжению спорным земельным участком, отнесенным к федеральной собственности; что принадлежащее органам местного самоуправления право по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не была разграничена, подлежало защите до момента установления законодателем критериев разграничения государственной собственности, и что требования истцов направлены на восстановление права распоряжения спорным земельным участком на будущее время, что не отвечает смыслу судебной защиты уже нарушенного права, в связи с чем просит решение от 06 ноября 2012 г. и постановление от 25 февраля 2013 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истцы - Администрация и Комитет, а также третье лицо - ООО "Вулканкомплект" приведенные в кассационной жалобе доводы считают необоснованными, просят судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Территориального управления Росимущества в Московской области к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства ответчик - Территориальное управление Росимущества в Московской области и третье лицо - Управление Росреестра по Московской области явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истцов и третьего лица и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые ответчиком судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ранее спорный земельный участок площадью 6.638 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0030109:58 являлся частью земельного участка площадью 18,20 га, предоставленному комбинату "Стройиндустрия" в постоянное (бессрочное) пользование для производственных целей.
Комбинат "Стройиндустрия" в порядке приватизации государственного имущества был преобразован в ОАО "Стройиндустрия", которое в качестве юридического лица было зарегистрировано 15.12.1992 г.
ОАО "Стройиндустрия" по договору купли-продажи недвижимого имущества от 06.05.1999 г. N 01 и по договору купли-продажи недвижимого имущества от 06.05.1999 г. N 02 продало ООО "Вулканкомплект" нежилое здание общей площадью 363,6 кв.м. и нежилое здание общей площадью 536,4 кв.м., соответственно, расположенные по адресу: г.Одинцово, Можайское шоссе, дом 8.
Государственная регистрация права собственности ООО "Вулканкомплект" на приобретенные по договорам от 06.05.1999 г. N 01 и N 02 объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) произведена 01.06.1999 г. (записи регистрации N 50-01.20-11.1999-688.1 и N 50-01.20-11.1999-687.1).
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 06.07.2001 г. N 1457 "О предоставлении земельного участка ООО "Вулканкомплект" для производственных целей в аренду в г.Одинцово" (с учетом изменений, внесенных постановлением от 12.07.2001 г. N 1501) земельный участок площадью 0,6638 га, на котором расположены отчужденные по договорам от 06.05.1999 г. N 01 и N 02 объекты недвижимости, изъят из земель Комбината "Стройиндустрия".
Этим же постановлением предусмотрена передача изъятого земельного участка в аренду ООО "Вулканкомплект" для производственных целей сроком на 10 лет, во исполнение которого между Комитетом и ООО "Вулканкомплект" заключен договор аренды от 15.07.2001 г. N 1007, государственная регистрация которого была произведена 18.07.2001 г. (регистрационная запись N 50-0120-13.2001-668.1).
На основании полученного разрешения на строительство ООО "Вулканкомплект" построило на арендуемом по договору от 15.07.2001 г. N 1007 земельном участке еще два объекта недвижимости - производственное здание и котельную, введенные в эксплуатацию на основании выданного Администрацией разрешения от 29.02.2008 г. N RU 50511000-533.
Государственная регистрация права собственности ООО "Вулканкомплект" на эти здания - одноэтажное нежилое здание общей площадью 453,7 кв.м. и здание котельной общей площадью 36,5 кв.м. по адресу: г.Одинцово, Можайское шоссе, дом 8 произведена 21.08.2008 г. (записи регистрации N 50-50-20090/2008-443 и N 50-50-20090/2008-444).
Согласно внесенной в ЕГРП записи собственником земельного участка площадью 6.638 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0030109:58 (предыдущий кадастровый номер 50:20:0030109:0000/01), на котором находятся принадлежащие ООО "Вулканкомплект" на праве собственности четыре объекта недвижимости, является Российская Федерация.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, приведенными в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
Основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации, были установлены статьями 3, 4 и 5 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции до 01.07.2006 г.) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
К началу разграничения государственной собственности на землю на спорном земельном участке уже не имелось объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что земельный участок площадью 6.638 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0030109:58, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, дом 8, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые еще не разграничена, не смотря на произведенную государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на этот участок, в связи с чем право Администрации по распоряжению этим земельным участком может быть восстановлено только путем признания права собственности Российской Федерации на него отсутствующим.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2012 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 г. по делу N А41-32501/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:"
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 июля 2013 г. N Ф05-6103/13 по делу N А41-32501/2012