г. Москва |
|
5 июля 2013 г. |
Дело N А40-128448/12-79-1313 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2013.
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В. Б.,
судей Долгашевой В. А., Кузнецова А. М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Некоммерческое партнерство "Гильдия аудиторов Региональных институтов Профессиональных бухгалтеров" - Козлова О.В. доверенность от 30.05.2013,
от заинтересованного лица: Министерство финансов Российской Федерации -
Дугин А.С. доверенность N 01-10-08/97 от 07.06.2013, Голованов Г.Р. доверенность N 01-10-08/44 от 04.07.2012
рассмотрев 03.07.2013 в судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого партнерства "Гильдия аудиторов Региональных институтов Профессиональных бухгалтеров"
на решение от 26.12.2012
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 10.04.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.,
по заявлению Некоммерческого партнерства "Гильдия аудиторов Региональных институтов Профессиональных бухгалтеров" (ОГРН: 1097799015060)
к Министерству финансов Российской Федерации
о признании незаконными действий.
УСТАНОВИЛ: Некоммерческое партнерство "Гильдия аудиторов Региональных институтов Профессиональных бухгалтеров" (далее - заявитель, НП "Гильдия аудиторов Региональных институтов Профессиональных бухгалтеров", некоммерческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании действий Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ, заинтересованное лицо) по проведению внеплановой выездной проверки в период с 14.05.2012 по 25.05.2012, о признании незаконными решения Министерства финансов РФ об исключении сведений о НП "Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров" из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, приказа Министерства финансов РФ от 26.06.2012 N 244.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что судами допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отзыв на кассационную жалобу не направлялся.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Министерства финансов РФ возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу НП "Гильдия аудиторов Региональных институтов Профессиональных бухгалтеров" без удовлетворения по следующим мотивам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 25.04.2012 N 185 "О проведении внеплановой выездной проверки саморегулируемой организации аудиторов НП "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" сотрудниками Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов НП "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов.
Проверка проводилась по адресу: 119002, г. Москва, Серебряный переулок, д. 5, с 14.05.2012 по 25.05.2012 за период с 14.12.2009 по 30.04.2012.
По результатам проведенной проверки установлено, что с 21.12.2011 после изъятия сервера и документов Следственным управлением по Юго-Западному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве в НП "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" реестр на бумажном и электронном носителях отсутствовал и не велся. С 15.01.2012 в НП "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" сотрудникам не выплачивалась заработная плата, с 20.04.2012 отключены телефон и факс, 26.04.2012 закончился и не продлен договор аренды помещения по месту нахождения заявителя. Фактически в НП "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" отсутствовало материально-техническое обеспечение для ведения реестра. При проведении проверки установлено наличие двух лиц, не являющихся штатными сотрудниками НП "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров", которые выполняли отдельные функции, связанные с ведением реестра (выдача документов о прекращении членства в некоммерческом партнерстве).
Кроме того, в ходе проверки также установлено, что в проверяемый период в НП "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" отсутствовали организационно-распорядительные документы, устанавливающие порядок осуществления контроля за ведением реестра и уполномоченные лица, отвечающие за осуществление контроля за ведением реестра и осуществляющие такой контроль.
По результатам проверки составлен акт от 25.05.2012, в котором надзорным органом сделан вывод о том, что начиная с декабря 2011 заявитель не имел возможности выполнять и систематически не выполнял требования Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о ведении реестра, в том числе требования о передаче соответствующей информации в уполномоченный орган для ведения контрольного экземпляра реестра.
На основании вышеуказанного акта проверки Министерством финансов РФ вынесен приказ от 26.06.2012 N 244 "Об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов".
Полагая, что действия заинтересованного лица по проведению внеплановой выездной проверки в период с 14.05.2012 по 25.05.2012 и оспариваемый приказ от 26.06.2012 N 244 не соответствуют действующему законодательству, некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из отсутствия совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В частности, заявитель кассационной жалобы полагает, что Министерство финансов РФ не является органом, уполномоченным самостоятельно принимать решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Поскольку, по мнению заявителя, данные отношения регулируются нормами Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях), то таким уполномоченным органом в силу статьи 21 Закона о саморегулируемых организациях является только суд.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о саморегулируемых организациях, особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
Таким образом, особенности прекращения статуса саморегулируемой организации аудиторов закреплены в нормах Закона об аудиторской деятельности.
Так, в силу пункта 5 части 5 статьи 21 Закона об аудиторской деятельности одним из оснований для исключения уполномоченным федеральным органом сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов является неоднократное невыполнение саморегулируемой организацией аудиторов в течение одного календарного года требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о ведении реестра аудиторов и аудиторских организаций, в том числе требования о передаче соответствующей информации в уполномоченный федеральный орган для ведения контрольного экземпляра такого реестра.
Часть 5 статьи 9 Закона об аудиторской деятельности таким уполномоченным органом называет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, которым в силу пункта 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, является Министерство финансов РФ.
На основании приведенных норм судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что решение Министерства финансов РФ об исключении сведений о "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов является законным, поскольку принятие Министерством финансов РФ такого решения прямо предусмотрено (разрешено) нормами Закона об аудиторской деятельности.
Таким образом, довод кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права является несостоятельным в силу общеправового приоритета норм специального закона по отношению к нормам общего закона при разрешении коллизий нормативных правовых актов равной юридической силы, подтвержденного и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 13-П.
Ссылка кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств соблюдения Министерством финансов РФ требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" также является несостоятельной, поскольку не соответствует материалам дела.
Доводы кассационной жалобы по своей сути являются правовой позицией НП "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" по делу, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем, подлежат отклонению.
Оснований полагать, что выводы судов о применении норм права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, у кассационной коллегии нет.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов, в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по делу N А40-128448/12-79-1313 оставить без изменения. Кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Б.Адамова |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.