г. Москва |
|
15 ноября 2010 г. |
Дело N А40-30814/10-139-143 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Нужнова С.Г. и Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Чепига М.Ю. по дов. от 15.10.10 г.,
от ответчиков: - Департамента земельных ресурсов города Москвы Коваленко А.А. по дов. от 28.12.09г., от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - неявка, извещен,
рассмотрев 25 октября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 25 июня 2010 г.
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ОАО "Хлебкомплект-Сервис" к Департаменту земельных ресурсов города Москвы и Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы об отказе в приватизации земельного участка путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Хлебкомплект - Сервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями:
- признать незаконным оформленное в виде письма от 12 февраля 2002 года N 33-5Т2-1384/9-101-1 решение Департамента земельных ресурсов города Москвы об отказе заявителю в приватизации земельного участка площадью 3735 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0015011:15, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Серебрякова, вл.6.;
- признать незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившееся в неосуществлении и не подготовке проекта решения по вопросу о предоставлении в собственность ОАО "Хлебкомплект-Сервис" земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Серебрякова, вл.6;
- признании незаконными действия Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, выразившиеся в даче заключения от 20 января 2010 года N 001-02-11706/9-1, исключающего принятие решения о предоставлении ОАО "Хлебкомплект-Сервис" земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Серебрякова, вл. 6;
- обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 3735 кв.м., с кадастровым номером 77:02:0015011:15, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Серебрякова, вл.6. и предоставить его ОАО "Хлебкомплект-Сервис".
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что отказ в приватизации земельного участка путем выкупа противоречит пункту 4.2 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность, пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2010 года требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал незаконным указанный в письме N 33-5Т2-1384/9-0-1 от 12 февраля 2010 года отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в приватизации заявителем земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:15, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Серебрякова, вл.6, и обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и предоставить его заявителю - ОАО "Хлебкомплект-Сервис" в течение пяти дней после вступления решения арбитражного суда в законную силу.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившегося в неосуществлении и не подготовке проекта решения по вопросу о предоставлении в собственность ОАО "Хлебкомплект-Сервис" упомянутого земельного участка, заявителю отказано.
Производство по делу в части требований о признании незаконными действий Москомархитектуры, выразившиеся в даче заключения, оформленного в виде письма N 001-02-11706/9-1 от 20 января 2010 года, прекращено.
В апелляционном порядке настоящее дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит Федеральный арбитражный суд Московского округа обжалуемое решение отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В частности, на неприменение судом положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом того обстоятельства, что часть земельного участка, о выкупе которого просил заявитель, расположена в границах улично-дорожной сети города Москвы, в связи с чем участок не подлежит приватизации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ОАО "Хлебкомплект-Сервис" возражал против доводов кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Представитель Москомархитектуры, несмотря на надлежащее извещение комитета о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился и отзыв на жалобу не представил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности здание площадью 738,8 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2009 г. серии 77 АК N 083855.
Указанное здание располагается на арендуемом заявителем по договору аренды от 31.10.2002 N М-02-508171 земельном участке, площадью 3735 кв.м., имеющем адресные ориентиры: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 6, предоставленным в пользование заявителю для эксплуатации зданий предприятия по материально-техническому обеспечению зерноперерабатывающих, хлебопекарных и иных объектов продовольственного комплекса.
Согласно особым условиям договора аренды от 31.10.2002 N М-02-508171 часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:15, расположена в границах проезда внутреннего пользования, а часть 883 кв.м. в границах полосы отвода железной дороги.
При этом в соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 июня 2008 г. N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" спорный земельный участок отнесен к перечню территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции признал обоснованными доводы заявителя о том, что заявитель является правообладателем недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, в связи с чем, в силу прямого указания закона - статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" - имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, находящегося под зданием, что в силу пунктов 8 и 9 постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" Департамент земельных ресурсов г. Москвы как уполномоченный орган обязан оформить с правообладателем земельно-правовые отношения путем подготовки соответствующих документов и оформления договора купли-продажи земельного участка, поскольку в соответствии с представленными документами испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте и не изъят из оборота; не зарезервирован для государственных нужд; на него не зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения иных лиц; на земельном участке не расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности третьих лиц либо собственники которых не установлены.
Вместе с тем, кассационная коллегия находит, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения, хотя и сослался, но не учел в полной мере разъяснения, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которым, рассматривая споры, связанные с применением статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды должны оценивать доводы органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" (вместе с "Перечнем территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы") установлено, что резервирование земель в городе Москве в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов улично-дорожной сети (УДС) города Москвы осуществляется на основании красных линий, определяющих планируемое прохождение трасс, размещение эстакад, мостов, тоннелей и иных транспортных сооружений.
Согласно пункту 2 названного Постановления, Правительством Москвы принято решение зарезервировать для государственных нужд города Москвы земли в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов УДС города Москвы на срок до 2015 года согласно подготовленным Москомархитектурой перечню (приложение 1) и схеме (приложение 2), сформированных на основании установленных линий градостроительного регулирования.
При этом спорный земельный участок входит в перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы.
Суд первой инстанции указал, что ссылка ответчика на упомянутое постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 г. N 532-ПП является несостоятельной, поскольку данное постановление не соответствует требованиям, предъявляемым к решениям о резервировании, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 561.
Данный вывод суда первой инстанции, кассационная коллегия признает необоснованным, т.к. названное Постановление Правительства Москвы было принято ранее указанного Постановления Правительства Российской Федерации. При этом доказательств того, что упомянутое Постановление Правительства Москвы не соответствовало действовавшему на момент его принятия законодательству либо было признано недействительным в материалах дела не имеется.
Судом первой инстанции не дана также оценка тем обстоятельствам, что на схеме земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:15 красные линии улично-дорожной сети по северной границе участка проходят по части здания, принадлежащего заявителю.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть вышеизложенное, исследовать кадастровый паспорт спорного земельного участка, установить относится ли часть спорного земельного участка к землям общего пользования, возможна ли приватизация всего спорного земельного участка, требуется ли внесение изменений в кадастровый учет в отношении границ спорного земельного участка, имеются ли обстоятельства, препятствующие совершению регистрационных действий в отношении спорного участка, после чего правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2010 года по делу N А40-30814/10-139-143 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.