город Москва |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А40-152811/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Спиридонов А.А., дов. от 15.09.2014 г. N Д-483
от ответчика - Алексеев М.В., дов. от 18.06.2014 г. N 11469/2014
от третьего лица - Деркач У.А., дов. от 20.11.2013 г. N 3701
рассмотрев 06 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "1470 УМТО" (заявителя)
на решение от 31 марта 2014 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Сизовой О.В.
и постановление от 03 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.И., Лепихиным Д.Е., Яковлевой Л.Г.
по заявлению ОАО "1470 УМТО"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "1470 управление материально-технического обеспечения" (далее - ОАО "1470 УМТО") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения от 23.08.2013 г. N 14/063/2013-694 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "1470 УМТО" на земельный участок площадью 54.200 кв. м, кадастровый номер 77:07:0012008:3364, расположенный по адресу: г. Москва, Очаковское ш., вл. 3А, а также об обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности ОАО "1470 УМТО" на вышеуказанный земельный участок, ссылаясь на приватизацию этого земельного участка в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "1470 управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "1470 УМТО МО РФ") при его преобразовании на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.05.2009 г. N 399, на состоявшуюся государственную регистрацию права собственности ОАО "1470 УМТО" на объекты недвижимости, расположенные на заявленном к регистрации земельном участке, на невозможность указания кадастрового номера земельного участка в приказе от 15.05.2009 г. N 399 и передаточном акте из-за постановки его на кадастровый учет только после государственной регистрации права собственности ОАО "1470 УМТО" на расположенные на нем объекты недвижимости, на невозможность в настоящее время, в силу этого, осуществления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок, а также на представление регистратору всех необходимых для государственной регистрации права собственности документов.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2014 г., в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о том, что ОАО "1470 УМТО" не были представлены необходимые и достаточные документы, в том числе и надлежащим образом заверенная копия приказа от 15.05.2009 г. N 399, для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012008:3364, который был поставлен на кадастровый учет уже после реорганизации ФГУП "1470 УМТО МО РФ", государственная регистрация права хозяйственного ведения которого на соответствующий земельный участок в предшествующий период произведена не была, в связи с чем земельный участок нельзя отнести к имуществу, которым вправе было распоряжаться Министерство обороны Российской Федерации.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ОАО "1470 УМТО" настаивает на своих доводах о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012008:3364 объектов недвижимости, которые были внесены в уставный капитал общества при его создании в форме преобразования ФГУП "1470 УМТО МО РФ" и в отношении которых уже произведена государственная регистрация права собственности общества, а также на установленный статьей 25 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрет на приватизацию объектов недвижимости без земельных участков, занимаемых такими объектами, в связи с чем отсутствие сведений о кадастровом номере вносимого в уставный капитал общества земельном участке в приказе от 15.05.2009 г. N 399 и передаточном акте от 16.05.2009 г. не может являться законным основанием считать невозможным определение земельного участка, подлежащего приватизации, и для отказа в государственной регистрации права собственности на такой земельный участок, в связи с чем просит решение от 31 марта 2014 г. и постановление от 03 июля 2014 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Ответчик - Управление Росреестра по Москве приведенные в кассационной жалобе доводы считает необоснованными, указывая на то, что идентифицирующим признаком земельного участка является его кадастровый номер, который присваивается в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и что регистрирующий орган не может отвечать за неисполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет до его внесения в уставный капитал акционерного общества, создаваемого в порядке преобразования подведомственного ему федерального государственного унитарного предприятия, просит судебные акты оставить без изменения.
Третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации поддерживает доводы и требования ОАО "1470 УМТО".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые заявителем судебные акты отмене не подлежат в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "1470 УМТО" создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации 15.05.2009 г. N 399 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "1470 управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" путем преобразования ФГУП "1470 УМТО МО РФ" и в качестве самостоятельного юридического лица зарегистрировано 30.06.2009 г. за основным государственным регистрационным номером 1097746380820.
В свою очередь, ФГУП "1470 УМТО МО РФ" в качестве самостоятельного юридического лица было зарегистрировано 21.10.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1027700330470.
Земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012008:3364 был поставлен на кадастровый учет только 17.09.2012 г.
В утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.05.2009 г. N 399 составе подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "1470 УМТО МО РФ" (приложение N 1), также как и в передаточном акте от 16.05.2009 г., прямо указано, что подлежащий внесению в уставный капитал акционерного общества земельный участок площадью 5,42 га (земли населенных пунктов) по адресу: г. Москва, Очаковское ш., вл. 3-А на кадастровый учет не поставлен и что его стоимость подлежит определению при постановке его на кадастровый учет.
Право хозяйственного ведения ФГУП "1470 УМТО МО РФ" на земельный участок площадью 5,42 га (земли населенных пунктов) по адресу: г. Москва, Очаковское ш., вл. 3-А до преобразования его в открытое акционерное общество зарегистрировано не было.
ОАО "1470 УМТО" 09.07.2013 г. обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 54.064 кв. м с кадастровым номером 77:07:0012008:3364, приложив к нему в качестве документов, подтверждающих основания возникновения права собственности, приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.05.2009 г. N 399 и передаточный акт от 16.05.2009 г.
Управление Росреестра по Москве сообщением от 23.08.2013 г. N 14/063/2013-694 на основании абзацев 4, 6, 9 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации права собственности ОАО "1470 УМТО" на заявленный к регистрации земельный участок в связи с непредставлением необходимых и достаточных для государственной регистрации документов, в том числе и надлежащим образом заверенной копии приказа от 15.05.2009 г. N 399.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абзацами 4, 6, 9 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации права может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие названного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, и не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия. Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, исчисленной в соответствии с пунктом 2 названной статьи.
Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 этого же Федерального закона приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 названной статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 названной статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.
Размер уставного капитала ОАО "1470 УМТО" при его создании в порядке преобразования ФГУП "1470 УМТО МО РФ" был определен без учета стоимости земельного участка площадью 5,42 га (земли населенных пунктов) по адресу: г. Москва, Очаковское ш., вл. 3-А, право хозяйственного ведения ФГУП "1470 УМТО МО РФ" на этот земельный участок в предшествующий период зарегистрировано не было, поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого ОАО "1470 УМТО" отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012008:3364, поставленного на кадастровый учет не до, а после преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2014 года по делу N А40-152811/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "1470 УМТО" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.