г. Москва |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А40-100987/12-145-264 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М.В., Туболец И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "СиП Интернэшнл" - Батинова Е.Л. - дов. от 26.10.2012 г. N б/н
от ответчика Департамент земельных ресурсов г. Москвы - Зебелян С.А. - дов. от 27.02.2013 г. N ДГИ-Д-118/13
От третьего лица Правительство Москвы - Зебелян С.А. - дов. от 25.12.2012 г. N 4-47-120/2
рассмотрев 11 июля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "СиП Интернэшнл"
на решение от 14 января 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
на постановление от 29 марта 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.
по заявлению ЗАО "СиП Интернэшнл" (ОГРН:1027700364031)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
о признании недействительным решения
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2013 г. по делу N А40-100987/12-145-264, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 г., ЗАО "СиП Интернэшнл" (далее - Общество, заявитель) было отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР), оформленного письмом от 20.04.2012 г. Исх. N 33-5-5428/12(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:07:0002003:61 общей площадью 1 213 кв.м и обязании заключить договор купли-продажи указанного земельного участка.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст.ст. 284, 286, 287 АПК РФ в связи с кассационной жалобой общества, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, а также соответствие содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов судов установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная коллегия пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленный требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности нежилое здание общей площадью 2 315 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права серии 77-АН N 668314 от 24.02.2012) по адресу: г.Москва, Береговой проезд, вл.2, стр.3.
Земельно-правовые отношения на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0002003:61 общей площадью 1 213 кв.м, расположенным по вышеуказанному адресу, оформлены Договором аренды N М-07-034835 от 01.07.2010 г. Срок договора аренды - до 2015 г., разрешенное использование - под эксплуатацию административного здания, расположенного по адресу: г. Москва, Береговой проезд, д.2, стр.3.
11.04.2012 г. Общество обратилось в службу "одного окна" ДЗР с заявлением об оформлении договора купли-продажи на данный земельный участок.
Письмом от 20.04.2012 г. Исх. N 33-5-5428/12(0)-1 ДЗР сообщило Обществу, что запрашиваемый документ не может быть оформлен, поскольку этот земельный участок расположен в границах территории улично-дорожной сети города Москвы, зарезервированной для государственных нужд на срок до 2015 г. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 г. N 532-ПП.
ДЗР также указал на то, что указанная территория относится к землям общего пользования и согласно п. 4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007 г. N 753-1111 "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" не подлежит приватизации.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок расположен в границах территории улично-дорожной сети города Москвы, зарезервированной для государственных нужд на срок до 2015 г., входит в Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В п. 4.4. Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 г. N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год", указано, что Департаменту земельных ресурсов города Москвы "При подготовке решений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в границах земель, зарезервированных для государственных нужд города Москвы (п.2), устанавливать соответствующие ограничения по использованию земельных участков на срок резервирования земель.
Однако ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0002003:61, общей площадью 1 213 кв. м. вышеуказанное Постановление не содержит.
Названный земельный участок не является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд, а также не содержится в перечне зарезервированных земельных участков, указанных в Постановлении Правительства Москвы от 24.06.2008 г. N 532-ПП. Спорный земельный участок не является составной частью участков улично-дорожной сети города Москвы и не пересекает их, что подтверждается кадастровой выпиской земельного участка, согласно которой земельный участок с кадастровым номером N77:07:0002003:61 является самостоятельным земельным участком.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" (пункт 5) определяет, что решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Вместе с тем, в Постановлении Правительства Москвы, на которое ссылается ДЗР, отсутствуют сведения о спорном земельном участке.
Обременение также не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Заявителем была предоставлена выписка из ЕГРП N 04/037/2012-593 от 05.07.2012 г. на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0002003:61, общей площадью 1 213 кв. м., расположенный по адресу: г. Москва, Береговой пр., д.2, стр.3, в п. 4 которого отсутствуют зарегистрированные ограничения (обременения) права в виде резервирования вышеуказанного земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Таким образом, спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения приватизации спорного земельного участка отсутствовали; доказательств запрета на приватизацию не представлено; доказательства наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основания для отказа в выкупе земельного участка лицу, являющемуся собственником находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, предусмотрены статьей 27, пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, статьей 70.1 ЗК РФ. Такими основаниями являются: изъятие земельного участка из оборота; ограничение земельного участка в обороте; резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд. Иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке пункта 1 статьи 36 ЗК РФ законом не предусмотрено.
Таким образом, требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку фактические обстоятельства по делу установлены судами правильно, но выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, вынести новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании Департаментом земельных ресурсов г.Москвы заявлено ходатайство об изменении его наименования.
В обоснование заявленного ходатайства Департамент указывает на то, что согласно постановлению Правительства Москвы от 08.02.2013 г. N 49-ПП наименование Департамент земельных ресурсов города Москвы изменено на Департамент городского имущества города Москвы.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев поступившее ходатайство, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости его удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести правопреемство Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 января 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2013 года по делу А40-100987/12-145-264 отменить. Признать недействительным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы, изложенное в письме от 20.04.2012 г. исх. N 33-5-5428/12-(0)-1 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность ЗАО "СиП Интернэшнл".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:07:0002003:61 площадью 1213 кв.м из земель населенных пунктов, разрешенное использование под эксплуатацию административного здания, расположенного по адресу: г.Москва, Береговой проезд, д.2, стр.3.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423) судебные расходы в размере 4 000 рублей в пользу ЗАО "СиП Интернэшнл" (ОГРН: 1027700364031).
Возвратить ЗАО "СиП Интернэшнл" (ОГРН: 1027700364031) из федерального бюджета 2 000 рублей, излишне уплаченной государственной пошлины, о чем выдать справку.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.