г. Москва |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А40-143531/12-94-117 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен: 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: В.А. Долгашевой, А.М. Кузнецова
при участии в заседании:
от заявителя -
Закрытое акционерное общество "Фирма "ПРОДСНАБ 93" (г. Москва, ОГРН 1027739347130): Крысь Т.В., - доверенность от 29.10.2012; Прохорова А.А.. - доверенность от 29.10.2012;
от заинтересованного лица -
Департамент земельных ресурсов города Москвы (г. Москва, ОГРН 1037739510423): Давыдова Е.Ю., - доверенность от 22.08.2013 N ДГИ-Д-135/13,
рассмотрев 11 июля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Фирма "ПРОДСНАБ 93" (заявитель)
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 03 апреля 2013 года,
принятое судьями И.Б. Цымбаренко, С.Л. Захаровым, Е.В. Пронниковой,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Фирма "ПРОДСНАБ 93"
об оспаривании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 30.07.2012 N 3814-07 ДЗР; обязании устранить нарушение права путём установления выкупной стоимости земельного участка в размере 13 714 908 руб. 40 коп. и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 41А, с указанием его цены,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Фирма "ПРОДСНАБ 93" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент) от 30.07.2012 N 3814-07 ДЗР; обязании устранить нарушение права путём установления выкупной стоимости земельного участка в размере 13 714 908 руб. 40 коп. и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 41А, с указанием его цены.
Решением от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое распоряжение признано незаконным в части, касающейся установления выкупной стоимости земельного участка в размере 68.574.541 руб. 98 коп. При этом суд обязал департамент в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 решение отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Требования о проверке законности постановления от 03.04.2013 в кассационной жалобе общества основаны на том, что нормы права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом применены неправильно. Постановление подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Отзыв на кассационную жалобу не направлен.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 11.07.2013 в 10 часов 55 минут, явились. При этом представителем департамента заявлено ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
Представитель общества против удовлетворения названного ходатайства не возражал.
Ходатайство рассмотрено в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и на основании положений статьи 48 того же процессуального закона признано подлежащим удовлетворению.
Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель департамента объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, по мотиву неосновательности этих доводов.
Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде являлась законность распоряжения департамента от 30.07.2012 N 3814-07 ДЗР, в части, касающейся предоставления обществу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 41А по выкупной стоимости размере 68 574 541 рубль 98 копеек.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии распоряжения в оспариваемой части закону и о недоказанности департаментом обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Этот вывод апелляционным судом признан ошибочным.
Апелляционный суд, применив, как и суд первой инстанции, положения подпункта 2 пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, статьи 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы N 48), сославшись на письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, от 16.12.2011 N ОГ-Д23-2502, от 16.12.2011 N Д23-5188 по вопросу, связанному с льготным выкупом земельного участка, пришел к выводу о том, что заявление о выкупе земельного участка подано обществом после 01.07.2012. При этом апелляционный суд исходил из следующего.
Заявление о выкупе земельного участка, направленное обществом по почте 29.06.2012, в департамент поступило 16.07.2012. Департаментом 25.06.2012 издано распоряжение N 3152 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:62", то есть уточнен предмет предполагаемой сделки. Эти изменения учтены в государственном кадастре недвижимости только 11.07.2012, то есть после срока (01.07.2012), определяющего возможность приобретения земельного участка с иными границами по 20-процентной кадастровой стоимости. Лишь 17.07.2012 обществом представлен кадастровый паспорт земельного участка N 77/501/12-43125 с измененной площадью и границами земельного участка, в котором формально определен иной предмет предполагаемой сделки по сравнению с обязательными реквизитами, указанными в заявлении направленном обществом 29.06.2012. Кроме того, только 18.07.2012 обществом дополнительно представлено согласие банка на приобретение в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 41А с уточненными границами. Таким образом, фактически вопрос приобретения земельного участка решался департаментом на основании предоставленного обществом после 01.07.2012 нового кадастрового паспорта земельного участка и согласия банка. Следовательно, на момент принятия департаментом распоряжения N 3814-07 ДЗР выкупная цена земельного участка не могла быть установлена в размере 20% кадастровой стоимости земельного участка, поскольку такое решение противоречило бы положениям Закона N 137-ФЗ, Закона г. Москвы N 48.
Проверив постановление от 03.04.2013 в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, а также объяснений относительно кассационной жалобы, суд кассационной инстанции при принятии постановления исходит из следующего.
Общество, как установлено судом первой инстанции, является собственником расположенных на земельном участке, о выкупе которого им было заявлено, пяти нежилых зданий, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.07.2012 N N 07/029/2012-3022, 07/029/2012-3023, 07/029/2012-3024, 07/029/2012-3020, 07/029/2012-3018), о чем в названный государственный реестр 16.06.2000 внесены соответствующие записи. Статьей 6 Закона г. Москвы N 48 до 01.07.2012 года установлена цена в размере 20% кадастровой стоимости приобретаемого земельного участка.
Заявление о приобретении земельного участка в собственность обществом в департамент направлено в срок до 01.07.2012, что подтверждается почтовой квитанцией от 29.06.2012 N 01145 и описью вложения в ценное письмо от 29.06.2012, подлинники которых обозревались в судебном заседании. Факт получения упомянутых документов департаментом не оспаривается. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, в силу пункта 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, считаются сданными в срок. Следовательно, довод департамента о том, что датой подачи заявления является 16.07.2012, то есть дата регистрации заявления общества его службой "одного окна", подлежит отклонению по мотиву неосновательности. Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений", утвержденным постановлением правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, обязанность обращаться за получением государственной услуги напрямую в департамент, минуя органы связи, не предусмотрена. Довод департамента о том, что фактически вопрос приобретения земельного участка решался им после предоставления обществом нового кадастрового паспорта земельного участка и согласия банка, то есть после 18.07.2012, а поэтому выкупная цена земельного участка не может быть в размере 20 % кадастровой стоимости земельного участка, подлежит отклонению. Для приобретения прав на земельный участок юридические лица согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. При этом к заявлению прикладываются документы, определенные перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". Пунктом 6 Перечня предусмотрена необходимость представления кадастрового паспорта земельного участка, либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него. То обстоятельство, что обществом по собственной инициативе 11.07.2012 представлен кадастровый паспорт с внесенными изменениями, об обращении в департамент после 01.07.2012 не свидетельствует, поскольку кадастровый паспорт земельного участка обществом был представлен изначально. При этом изменения в кадастровый паспорт внесены 11.07.2012 на основании распоряжения департамента от 25.06.2012 N 3152 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:62".С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для установления выкупной цены земельного участка в размере 100% его кадастровой стоимости, без учета положений пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ у департамента не имелось.
Эти выводы о применении нормы права установленным судом первой инстанции по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют, в то время как выводы апелляционного суда о правомерности распоряжения департамента в оспариваемой части не основаны на законе. Поэтому постановление подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Суд кассационной инстанции исходит также и из того, что нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2013 года по делу N А40-143531/12-94-117 Арбитражного суда города Москвы отменить, решение от 25 декабря 2012 года оставить в силе.
Председательствующий |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.