Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2013 г. N Ф05-7215/13 по делу N А41-31267/2012

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Сходными до степени смешения являются такие фирменные наименования, похожесть которых в написании и звучании может ввести в заблуждение потребителей и (или) контрагентов относительно организации, действующей на рынке, если одно фирменное наименование ассоциируется с другим в целом, несмотря на их отдельные отличия.

В связи с этим, исходя из предмета заявленного истцом требования, суды обеих инстанций должны были исследовать и установить являются ли фирменные наименования, используемые ответчиком и истцом, сходными до степени смешения, зарегистрировано ли фирменное наименование истца ранее, чем фирменное наименование ответчика, осуществляют ли истец и ответчик аналогичную предпринимательскую деятельность.

Однако, суды обеих инстанций, несмотря на то, что установили нарушение исключительного права истца и запретили ответчику использование товарного знака "САНМАРКЕТ" (свидетельство N 333281 от 04.09.2007 г.) для индивидуализации товаров и услуг, для которых товарный знак зарегистрирован, не обоснованно и в данном случае не мотивированно указали на отсутствие нарушений требований закона и прав истца просто самим фактом наличия в наименовании ответчика слов, идентичных наименованию истца.

Между тем, как указывает заявитель кассационной жалобы, ответчик использует обозначение "Санмаркет" и "Санмаркет-Трейд" в рекламе и документации, в частности, заявил о своем участии и участвует под этими обозначениями на ежегодной профильной выставке Мосбилд, пользуясь своим правом на фирменное наименование, отличительная часть которого - Санмаркет-Трейд. При этом, обозначение используется преимущественно без упоминания организационно-правовой формы, а третьи лица реально смешивали компанию истца и компанию ответчика, полагая, что ответчик является истцом или его филиалом.

При этом, в кассационной жалобе заявитель пояснил, что просил обязать ответчика ООО "Санмаркет-Трейд" прекратить использование фирменного наименования в отношении конкретных кодов деятельности: основного вида деятельности, оптовая торговля санитарно-техническим оборудованием (ОКВЭД 51.53.21) и в отношении дополнительно вида деятельности, розничной торговли санитарно-техническим оборудованием (ОКВЭД 52.46.5).

Однако, суды обеих инстанций не проверили доводы истца в этой части, не дали оценку фирменным наименованиям истца и ответчика, имеющим одну и туже организационно-правовую форму, не исследовали побудительные мотивы возникновения фирменного наименования ответчика, не устанавливали сходны ли фирменные наименования истца и ответчика до степени смешения за счет ключевого слова "санмаркет", используются ли они при осуществлении аналогичных видов предпринимательской деятельности и затрудняет ли эта степень смешения их индивидуализацию при участии в хозяйственном обороте по аналогичному виду деятельности.

При этом, в силу пункта 3 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации запрет на использование тождественного фирменного наименования возможен в случае осуществления лицом аналогичных видов деятельности.

...

Согласно пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания нарушения достаточно представить доказательства, свидетельствующие о вероятности смешения двух конкурирующих обозначений.

Аналогичная правовая позиция, выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2011 N 2133.

Более того, в пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" указано, что вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых на товарах истца и ответчика, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя."