г. Москва |
|
14 августа 2013 г. |
Дело N А40-152415/12-149-1443 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.,
судей Завирюха Л.В., Новосёлова А.Л.,
при участии в заседании:
от истца - Бачугин С.В. - доверенность от 10.10.2012 N 577,
от ответчика - Корсакова Н.А. - доверенность от 17.04.2013,
рассмотрев 07 августа 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 18 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление от 15 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семикиной О.Н., Алексеевой Е.Б, Седовым С.П.,
по иску Закрытого акционерного общества "Ивановская тепловая блок-станция"
(ОГРН 1023700542513)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ивановская тепловая блок-станция" (далее - ЗАО "Ивановская тепловая блок-станция" или истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России или ответчик) о взыскании задолженности в размере 2 106 276 руб. 73 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 119 098 руб. 67 коп. со ссылкой на положения статьи 120, 210, 296, 299, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2013 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об их отмене и отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы заявителя мотивированы тем, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; судами не применен закон, подлежащий применению.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с государственным контрактом N 010310/18 от 01 марта 2010 г. Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации приобрела у открытого акционерного общества "Ивановская Домостроительная Компания" (застройщика) жилые помещения N 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 74, 76, 77, 78, 79 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, расположенные в доме N 18 по ул. Профсоюзная, г. Кострома.
06.04.2011 г. ОАО "Ивановская Домостроительная компания" письмом N 03/1106 от 05.04.2011 г. уведомило закрытое акционерное общество "Ивановская тепловая блок-станция" (далее - истец) о том, что 21.03.2011 г. Министерство обороны Российской Федерации приняло от застройщика квартиры в количестве 84 единиц, расположенные в доме N 18 по ул. Профсоюзная, г. Кострома.
Также в соответствии с государственным контрактом N 010310/21 от 01 марта 2010 г. Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации приобрела у открытого акционерного общества "Ивановская Домостроительная Компания" (застройщика) жилые помещения NN 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 94, 95, 96, 97, 98, 99,100, 101, 102, 103,104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, расположенные в доме N 18А по ул. Профсоюзная, г. Кострома.
23.10.2011 г. застройщик письмом N 03/3350 от 21.10.2011 г. уведомил ЗАО "Ивановская тепловая блок-станция" о том, что 20.10.2011 г. Министерство обороны Российской Федерации приняло по акту приема-передачи от ОАО "Ивановская Домостроительная компания" квартиры, в количестве 116 единиц, расположенные в доме N 18А по ул. Профсоюзная, г. Кострома.
Согласно договорам N 18, 20 от 01.12.2010 г., заключенным между истцом и застройщиком, истец осуществляет управление эксплуатацией жилых домов, расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Профсоюзная, дом N N 18, 18А, до проведения общего собрания собственников жилья о выборе способа управление многоквартирным домом. Истец обеспечивает бесперебойную подачу необходимых для жизнеобеспечения для этих домов ресурсов, и несет связанные с этим материальные затраты.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.
Судом установлено, что спорные жилые помещения являются собственностью Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении данных помещений на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что истцом представлены надлежащие доказательства фактического ведения им деятельности по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, доля в котором принадлежит ответчику, а также доказательства предоставления коммунальных услуг в жилые помещения, переданные Минобороны России.
В связи с изложенным, при отсутствии в материалах дела доказательств оплаты ответчиком оказанных услуг, суд пришел к выводу о возникновении в имущественной сфере Министерства обороны Российской Федерации неосновательного обогащения за счет денежных средств истца без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и, соответственно, о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.
Также суд в соответствии с положениями ст. 330, 395 ГК РФ, обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средства в размере 119 098 руб. 67 коп.
Судом сделан правильный вывод о том, что отсутствие между ЗАО "Ивановская тепловая блок-станция" и Министерством обороны Российской Федерации договорных отношений не влияет на характер фактических правоотношений сторон и не является обстоятельством, в силу действующего законодательства, исключающим обязанность ответчика оплатить оказанные услуги.
С учетом приведенных выше обстоятельств кассационная инстанция полагает, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют требованиям закона, имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Другие доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18 февраля 2013 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 15 апреля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-152415/12-149-1443 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Т.В. Федосеева |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.